Добрый день.
Может ли должностное лицо, вступившее в должность менее 2 месяцев назад, быть привлечено к административной ответственности за правонарушение?
Здравствуйте Ирина
Можно ли привлечь к административной ответственности за нарушение, должностное лицо, которое вступила в должность менее 2 месяцев назад
Ирина
Пожалуйста, опишите ситуации, по которым их привлекают
к административной ответственности за нарушение, должностное лицо
Ирина
И кто стал причиной нарушения.
Это уточнение необходимо для предоставления вам ответа в соответствии с действующим законодательством.
По отношению к вам
* Пунктуация и орфография авторов сохранены.
Какие категории граждан считаются должностными лицами
В примечании к ст. 2.4 КоАП дает понятие термина должностное лицо. По его словам, под должностным лицом понимается лицо, имеющее право отдавать распоряжения людям, не зависящим от него напрямую. Принимая во внимание данное определение, можно сделать вывод, что под такими лицами законодатель понимал государственных служащих, обладающих определенным объемом полномочий.
Указания и распоряжения должностного лица обязательны для исполнения другими гражданами, не зависящими от него. Такие функции могут быть возложены на него законодательством: например, законом о госслужбе, ФСБ и т.п.
Согласно другому определению, должностным лицом является гражданин, обладающий определенными организационно-распорядительными, распорядительными и хозяйственными полномочиями в государственных учреждениях, органах местного самоуправления или в Вооруженных Силах.
В примечании к этой статье КоАП приведен перечень граждан, которые могут быть отнесены к должностным лицам. Среди них:
- Руководители и работники предприятий, нарушившие выполнение организационно-распорядительных, хозяйственных и распорядительных полномочий.
- Арбитры (в делах о финансовой несостоятельности).
- Члены советов директоров организаций, счетных комиссий, ревизионных отделов, комиссий, созданных для ликвидации юридического лица, учредители обществ (только за отдельные правонарушения, например, по статье 19.7.12 КоАП).
- Члены комиссий по государственным закупкам, а также контрактные управляющие (например, по статье 19.7.2 КоАП).
- Организаторы государственных закупок и лица, осуществляющие закупочную деятельность (например, согласно статье 7.32.3 КоАП).
- Члены комиссий в сфере лицензирования деятельности (исключительно по статье 19.6.2 КоАП).
- Индивидуальные предприниматели, привлекающие к своей деятельности наемный персонал или работающие без него (если иное не установлено КоАП).
- Работники предпринимателей, совершившие действия в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей.
- Организаторы аукционов и лица, привлекаемые к проведению аукционов (по ст. 7.32.4 КоАП).
Приведенные в комментариях к ст. 2.4 КоАП определение должностного лица существенно отличается от содержащегося в УК РФ.
Частные нотариусы, охранники и сыщики не приравнены к должностным лицам (хотя, согласно нормам статьи 11 НК РФ, эти лица по статусу приравнены к предпринимателям).
Должностное лицо может осуществлять свои полномочия постоянно или временно (например, на время пребывания руководителя в отпуске), а также в соответствии с особыми полномочиями (например, по доверенности, специальной справке, приказу, учредительному документу и т.п.).
Приведите три примера оснований привлечения к административной ответственности должностных лиц государственных и муниципальных органов Со статьями Кодекса об административных правонарушениях
Добрый день!
Статья 2.4 КоАП РФ. Административная ответственность должностных лиц
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Для получения более подробной консультации, а также если вам нужна помощь в оформлении документов, вы можете обратиться в чат. Услуги, оказываемые юристами в чате, являются платными.
С уважением, Юлия.
* Пунктуация и орфография авторов сохранены.
Какими правовыми нормами регулируется привлечение должностных лиц к ответственности
Должностное лицо по своему статусу является физическим лицом, поэтому при привлечении его к ответственности необходимо учитывать следующие положения:
- Часть 1 Ст. 2.1 КоАП РФ, в которой содержится указание на то, что может считаться административным правонарушением;
- Искусство. 2.2 - содержащие указание на формы вины при совершении правонарушения;
- Искусство. 2.8 - исключительная ответственность должностных лиц, совершивших правонарушение в невменяемом состоянии.
Также привлечение должностных лиц к ответственности регулируется:
- Положения ст. 2.5 КоАП об особенностях административной ответственности должностных лиц;
- Положения ст. 2.1 КоАП о том, что привлечение должностного лица к ответственности не освобождает от нее саму организацию;
- Искусство. 2.9 о возможности освобождения должностного лица от административной ответственности, если правонарушение было незначительным.
Виды административной ответственности
Нарушения, за которые должностные лица могут быть привлечены к ответственности, обычно связаны с хозяйственной и административной жизнью предприятий. В частности, это нарушения, связанные с:
- С исполнением работниками трудовых обязанностей, предусмотренных главой 5 Кодекса об административных правонарушениях;
- С выполнением правил природопользования согласно главе 8;
- С промышленным строительством и энергетикой по главе 9;
- С сельскохозяйственной и ветеринарной деятельностью по главе 10;
- С информационной сферой по главе 13;
- С правилами предпринимательской деятельности согласно главе 14;
- С сферой воинского учета по главе 21;
- С таможенной зоной по главе 16;
- Со сферой обращения ценных бумаг по главе 17;
- С объемом управленческого приказа согласно главе 19.
Меры административного наказания
Возможные виды административных взысканий для должностных лиц перечислены в пункте 1 статьи 3.2 КоАП РФ. В то же время кодекс не содержит конкретных норм относительно того, что к должностным лицам может быть применено то или иное наказание. Все они распространяются на юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.
Чаще всего рассматриваемая категория правонарушителей наказывается в виде предупреждения, штрафа или дисквалификации. Это связано с характером совершаемых ими правонарушений.
В ст. 1.5 КоАП гласит, что лицо подлежит административному наказанию только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. По умолчанию лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (за некоторыми исключениями: например, если правонарушение было совершено в сфере благоустройства территории).
В ст. 24.5 КоАП приведен перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении:
- Отсутствие в составе нарушения;
- Физическое безумие;
- Истечение срока исковой давности;
- Действия лица совершены в условиях чрезвычайного положения;
- Объявлена амнистия;
- Смерть чиновника;
- Другие ситуации.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности
Процессуальный порядок и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности являются общими и специальных процедур для них законом не предусмотрено. Срок давности наложения взысканий на должностных лиц по ст. 4.5 КоАП.
Пошаговую процедуру привлечения должностных лиц к ответственности можно представить следующим образом:
- Начато административное производство. Перечень оснований для этого указан в ст. 28.1 КоАП. Согласно правилам, при возбуждении дела составляется протокол об административном правонарушении (кроме ситуаций, когда дело возбуждается прокурором или когда нарушение автоматически снимается на видеокамеру). Согласно ст. 28.5 КоАП протокол составляется непосредственно после совершения должностным лицом проступка. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств происшествия, то протокол составляется в течение 2 дней после обнаружения правонарушения. В случае расследования оно составляется по его завершении.
- Чиновнику разъясняются его права и возможность обжалования протокола и в обязательном порядке разрешается с ним ознакомиться.
- Протокол передается в суд для рассмотрения.
- По результатам рассмотрения принимается решение о привлечении лица к ответственности либо о прекращении производства по делу.
В случае неисполнения указанной обязанности по уплате штрафа в отношении должностного лица составляется новый протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
За неуплату административного штрафа в установленные сроки нарушитель несет ответственность в виде неуплаченного штрафа в двойном размере. Минимальный размер такого штрафа составляет 1000 рублей. Также лицо может быть наказано в виде обязательных работ до 50 часов или административного ареста на 15 суток.
Постановления об административных правонарушениях, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в прокуратуру.
Особенности привлечения к ответственности
Несмотря на то, что должностные лица привлекаются к ответственности в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях, в назначении им наказания есть свои особенности.
Хотя должностные лица формально являются физическими лицами, их особый правовой статус приводит к большей общественной опасности совершенного правонарушения и к необходимости применения к ним более строгой ответственности.
Особенности привлечения должностных лиц к ответственности:
- Необходимость подтверждения своего правового статуса в качестве должностного лица. Например, факт работы в определенной компании, наличие ненадлежащим образом выполняемых обязанностей.
- В статье Кодекса об административных правонарушениях должно быть прямо указано, что должностные лица могут быть привлечены к ответственности по ней.
- К ним применяется ограниченный список наказаний.
- Невозможность привлечения к ответственности должностных лиц, надлежащим образом исполнявших свои обязанности. Соответственно, уполномоченным органам следует дополнительно проверить полномочия и должностные инструкции данной категории нарушителей, соответствие действий должностных лиц предъявляемым требованиям.
Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы несут административную ответственность по особым правилам.
Таким образом, должностные лица выступают в качестве специальных субъектов административной ответственности, которые могут быть привлечены к ответственности в общем порядке, но с некоторыми особенностями по нормам КоАП.