klassnospb.ru
Главная »

Банкротство унитарного предприятия в форме МУП и ГУП: основные причины, порядок реализации и последствия

Банкротство

Понятие МУП и ГУП и особенности их правового положения

На основании положений ст. № 2 161-ФЗ от 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» под унитарными предприятиями понимаются определенные коммерческие структуры, спецификой деятельности которых является отсутствие права собственности на имущество, используемое в работе. Перечень такого имущества закрепляется за унитарным предприятием его собственником.

По нормам закона имущественные права на имущество могут принадлежать только государству (в лице Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) или муниципальным органам власти. В зависимости от формы собственности унитарные предприятия подразделяются на:

  1. МУП - муниципальные унитарные предприятия.
  2. ГУП - государственные унитарные предприятия.

В то же время унитарные предприятия имеют ряд общих черт с частными коммерческими компаниями:

  1. Руководство унитарного предприятия подотчетно учредителю.
  2. МУП и ГУП отвечают по всем своим долговым обязательствам своим имуществом.
  3. Собственник имущества в лице государства или муниципалитета может нести субсидиарную ответственность перед МУП и ГУП по неисполненным долговым обязательствам.

Для решения проблемы долговых обязательств в унитарных предприятиях используются две основные схемы:

  1. Приватизация – в рамках которой осуществляется поиск заинтересованного покупателя и смена собственника. В результате предприятие переходит из государственной и муниципальной собственности в частные руки.
  2. Банкротство – это процедура признания финансовой несостоятельности, которая направлена ​​на решение проблемы задолженности перед кредиторами в строго регламентированном процессуальном порядке.

Через механизм банкротства унитарные предприятия сегодня решают две основные задачи: очищают МУП или ГУП от кредиторской задолженности и переоформляют право собственности на активы на другое лицо.

Порядок организации, реорганизации и ликвидации МУП основан на нормах Гражданского кодекса (в частности, статей 65.1, 113-114) и специального законодательства.

Деятельность ГУП и МУП регулируется положениями Федерального закона-161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 2002 года. Этот закон содержит следующие положения:

  1. Руководитель унитарного предприятия назначается на должность собственником имущества (государственными или муниципальными органами). Он не должен быть в числе учредителей другого юридического лица, заниматься коммерческой и предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом, участвовать в забастовке. Единственной разрешенной дополнительной практикой управления унитарным предприятием является преподавательская, научная и иная творческая деятельность.
  2. Законодательство накладывает определенные ограничения на распоряжение имуществом предприятия. ГУП не вправе осуществлять ряд операций с имуществом без согласия собственника. В частности, передать его в залог, продать, внести в качестве уставного капитала другого общества без согласия собственника.
  3. Некоторые сделки с муниципальными унитарными предприятиями и государственными унитарными предприятиями, связанные с предоставлением кредитов, поручительств, получением поручительств, обременений, договоров простого товарищества заключаются только с согласия собственника имущества.

Все это направлено на предотвращение незаконного вывода активов из компании.

Основания для признания предприятий банкротами

Процесс признания предприятий несостоятельными осуществляется на основании положений ст. 65 ГК РФ и ФЗ-127 от 2002 г. На основании положений ст. 65 ГК РФ банкротом может стать любое юридическое лицо, кроме государственных учреждений, политических партий и религиозных организаций. ГУП и МУП не числятся в списке исключений, поэтому признаны банкротами на общих основаниях.

Для того чтобы унитарное предприятие соответствовало признакам банкротства, оно должно соответствовать ряду условий:

  1. Имеют документально оформленные долговые обязательства на сумму 300 тыс. руб. и больше.
  2. Иметь просрочку погашения долга на 3 месяца и более.

В сумму долговых обязательств входит задолженность перед всеми контрагентами по гражданско-правовым договорам, перед бюджетом по неисполненным налоговым обязательствам и перед работниками унитарных предприятий по заработной плате и выходным пособиям.

Муниципальные унитарные предприятия, имеющие статус управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства, имеют еще один признак неплатежеспособности. Помимо долга перед своими кредиторами, они теряют возможность выполнять свои долговые обязательства перед конечными потребителями-гражданами, а именно не в состоянии обеспечить их коммунальными услугами надлежащего качества.

Собственники могут инициировать процедуру банкротства унитарного предприятия с использованием механизма ликвидации. Если после принятия решения о закрытии учреждения и составления ликвидационного баланса было выявлено, что имущества недостаточно для погашения требований кредиторов, то назначенная ликвидационная комиссия обязана обратиться в суд с заявлением о банкротстве .

Но на практике собственная инициатива банкротства МУП или ГУП встречается очень редко из-за неспособности руководства принимать кардинальные решения без дополнительного согласования с контролирующими органами. Им придется заручиться поддержкой высшего руководства, проект ликвидации должен пройти экспертизу на предмет негативных последствий и т.д.

Особенности процедуры банкротства

127-ФЗ не содержит принципиальных признаков банкротства унитарных предприятий, только если они не входят в число градообразующих предприятий по ст. 169.

С принятием Федерального закона № 127, регулирующего процедуру банкротства, у собственников имущества появилась реальная возможность влиять на процесс признания финансовой несостоятельности.

Должник влияет на ход процесса банкротства посредством реализации следующего комплекса прав:

  1. Подача заявления в собрание кредиторов и арбитражный суд о введении финансовой санации. Для этого он должен сначала получить гарантии погашения долга предприятием путем выполнения графика.
  2. Включение в план внешнего управления пункта о продаже предприятия как имущественного комплекса.
  3. Имущество ГУП и МУП, подлежащее оценке, оценивается оценщиком путем предоставления заключения государственного органа финансового контроля. Это дает дополнительные гарантии независимой оценки.

В целом, при проведении процедуры банкротства по правилам 127-ФЗ с 2002 года положение должника укреплено, и арбитражный управляющий при принятии решений должен учитывать не только положение кредиторов.

Принципиальным моментом при возбуждении и проведении конкурсного производства МУП или ГУП является наличие или отсутствие у руководства общества права на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Неоднозначность данного аспекта обусловлена ​​тем, что руководство таких предприятий имеет только права оперативного управления и временного владения имуществом должника.

Если предприятие отвечает признакам неплатежеспособности, то собственник имущества унитарного предприятия обязан в месячный срок подать в суд заявление о банкротстве. Если владелец пренебрегает этим обязательством, он будет нести ответственность. Оно будет заключаться в обязательстве возместить убытки, возникшие в результате этого нарушения. В этом случае собственник имущества будет нести субсидиарную ответственность по долгам предприятия.

Пошаговый порядок

Процедура банкротства унитарных предприятий проходит по общему алгоритму, который предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Заявление о банкротстве подается в арбитражный суд.
  2. В ходе первого судебного заседания поступившее заявление оценивается на предмет обоснованности.
  3. Если предприятие отвечает признакам банкротства, то в отношении него вводится процедура наблюдения. Назначается конкурсный управляющий.
  4. На этапе наблюдения анализируется финансовое положение должника, формируется реестр требований кредиторов, проводится их первое собрание. На первом заседании принимается решение о дальнейшей судьбе должника: о переходе к одной из санационных процедур (финансовое оздоровление или внешнее управление) или к процедуре банкротства.
  5. Суд переходит в стадию производства по делу о банкротстве, если реабилитационные процедуры не привели к должному результату либо если суд не усмотрел возможности восстановления платежеспособности должника.
  6. По результатам конкурсного производства требования кредиторов погашаются путем реализации имущества предприятия с торгов.
  7. После завершения расчетов с кредиторами по результатам формирования конкурсной массы суд выносит решение о завершении процедуры банкротства. Такое определение становится основанием для исключения сведений об учреждении из ЕГРЮЛ, что фактически означает прекращение его деятельности.

Если инициатива о признании предприятия банкротом исходила от ликвидационной комиссии, то перед началом процедуры банкротства необходимо будет пройти ряд предварительных этапов. Среди них следующие:

  1. Решение о ликвидации МУП или ГУП принимает собственник имущества унитарного предприятия.
  2. Назначается ликвидационная комиссия или единоличный ликвидатор. Им передаются все функции управления.
  3. В Бюллетене государственной регистрации публикуются сведения о принятом решении, а также указываются сроки для предъявления требований кредиторами, а также адрес для их передачи.
  4. Составляется промежуточный ликвидационный баланс, в котором перечислены активы унитарного предприятия и его задолженность перед кредиторами. Если был выявлен факт недостаточности имущества для погашения всех долгов, то в суд подается заявление о банкротстве.

Последствия банкротства

Последствия банкротства МУП или ГУП могут быть разными. Они различаются в зависимости от стадии, на которой была завершена процедура.

При введении мониторинга на деятельность руководства предприятий не налагаются определенные ограничения, кроме обязанности соблюдения порядка согласования при заключении отдельных сделок. Наблюдение не может длиться более 7 месяцев.

Если предприятие сможет заручиться поддержкой поручителя, то в отношении него может быть введена стадия финансового оздоровления.

В ходе финансового оздоровления составляется график платежей и план оздоровления, которым компания обязана следовать. Если на этом этапе удается погасить задолженность перед кредиторами (вводится на срок до 2 лет), то процесс банкротства прекращается.

При внешнем управлении основным гражданско-правовым последствием будет передача всего управления МУП или ГУП в пользу внешнего управляющего. Данная процедура вводится на срок до 18 месяцев.

Но в рамках внешнего управления допускается осуществление иных мер, кроме продажи предприятия как имущественного комплекса. Например, сокращение штата, реорганизация в формате юридического лица в форме слияния или присоединения, реструктуризация компании или закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности и т.п. Если эти меры могут восстановить платежеспособность предприятия, тогда он сможет сохранить свой статус, и банкротство будет завершено.

Стороны могут подписать мировое соглашение на любом этапе, и тогда погашение долга УП будет происходить в договорном порядке. Предприятие не будет ликвидировано, а производство по делу о банкротстве будет прекращено досрочно.

В случае перехода в завершающую стадию конкурсного производства руководство унитарного предприятия отстраняется от деятельности, а все управленческие полномочия переходят к конкурсному управляющему. В его задачи входит формирование конкурсной массы путем описи, оценки и реализации имущества должника. Все вырученные средства распределяются между кредиторами должника в соответствии с очередностью и идут на погашение процессуальных издержек. По результатам непогашенная задолженность считается погашенной и списанной, а предприятие прекращает свое существование как хозяйственная единица.

Так, согласно 127-ФЗ, унитарным предприятиям в статусе МУП и ГУП не запрещено банкротство. Процедура признания финансовой несостоятельности осуществляется в стандартном порядке. Главная особенность заключается в том, что собственник имущества унитарного предприятия и его руководитель не совпадают, и последний не вправе инициировать банкротство. Банкротство МУП или ГУП предполагает прохождение следующих стадий: надзор, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное