Разворот через твердое тело
Недобросовестные сотрудники ГИБДД до сих пор ловят водителей, которые разворачиваются через двойную сплошную полосу. Им угрожают лишением прав якобы за выезд на встречную полосу с нарушением сплошной разметки. «Много таких историй я слышал от своих клиентов, которым угрожали лишением прав именно за езду по встречной полосе», — сказал Дугин. Но именно ситуация с двойной сплошной линией стала хрестоматийной».
По словам Дугина, водители часто соглашаются, что выехали на встречную полосу. Однако за такой запрещенный маневр предусмотрена отдельная квалификация: штраф по ч. 12.16 КоАП: «поворот налево или совершение разворота с нарушением требований, установленных дорожными знаками или разметкой проезжей части». За это полагается не лишение прав, а всего лишь штраф в размере 1 тыс.-1,5 тыс. руб.
«Обычно недобросовестные инспекторы ГИБДД в такой ситуации пугают водителей лишением прав за выезд на встречную полосу и следят за его реакцией, ожидая возможных незаконных предложений», — говорит Дугин.
Юрист советует водителям в такой ситуации уверенно говорить: «Это не встречная полоса, я развернулся, выписывайте штраф». Дугин уверен, что так инспектор сразу поймет, что ловить ему нечего, и составит протокол о штрафе.
В свою очередь, адвокат Демченко предупредил: ситуация при пересечении двойной сплошной дороги представляется более страшной для водителей, забывших правила дорожного движения. Однако пересечение одинарной и двойной сплошной маркировки влечет за собой такую же ответственность. «Одинарная разметка предназначена для дорог с двумя полосами движения, а двойная разметка — для дорог с четырьмя и более полосами движения. В этом их отличие. Пересечение двойной сплошной полосы не влечет за собой более строгого наказания. Об этом можно вспомнить при разговоре с инспектором ГИБДД», — посоветовал адвокат.
Обгон вялого автомобиля через непрерывную
Иногда автомобилистам приходится иметь дело с ГИБДД после обгона тихоходного транспорта. Таковыми считаются не просто тихоходные автомобили, а такие транспортные средства, которые по задумке производителя не могут двигаться быстрее 30 км/ч. Обгонять их можно даже в зоне действия знака «Обгон запрещен», но только при наличии прерывистой разметки или ее полном отсутствии. Поэтому, если все в порядке, можно смело заявлять инспектору ГИБДД, что нарушения не было. При необходимости можно даже потребовать догнать слизняка и проверить, что он просто не в состоянии двигаться быстрее.
«Если водитель пересек сплошную линию разметки для обгона тихоходного транспортного средства, например, трактора, то это обстоятельство не поможет избежать административной ответственности», — предупредил адвокат Демченко.
Но есть исключения. Например, если водителю пришлось действовать в таком ЧП. Это может быть ситуация, когда автомобилист срочно везет пассажира в больницу. Инспектор ГИБДД обязан прислушаться к такому разъяснению, поскольку оно предусмотрено ст. 2.7 КоАП.
Демченко также советует обращать внимание на разметку на дороге. Водитель, пересекая сплошную разметку на дороге, может не знать о ее наличии, если она стерта или покрыта льдом. Об этом необходимо немедленно сообщить инспектору ГИБДД и при необходимости даже вернуть на место спорного маневра.
«Преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 12.15 КоАП характеризуется умышленной формой вины. Если видно, что водитель не мог руководствоваться требованиями по маркировке из-за ее фактического отсутствия, инспектор может отпустить такого водителя», — отметил Демченко.
При отсутствии смягчающих обстоятельств водителю остается лишь обратить внимание на то, что он обычно соблюдает правила дорожного движения, и попросить направить его в группу разбора.
Объезд автобуса через непрерывный
Медленно двигаясь по одной полосе или высаживая пассажиров в течение длительного времени, общественный транспорт не может считаться тихоходным транспортным средством или препятствием, а объезжать его сплошной полосой на встречной полосе нет оснований. Водитель за такой маневр запросто может остаться без прав, если его увидит инспектор.
«Нет законных оснований отпускать водителя, если автобус не сломался», — рассуждает Дугин. «Посадка сейчас происходит быстро. Сомневаюсь, что инспектор здесь выслушает жалобы. И советую просто сразу потребовать направление в группу анализа - если все пройдет хорошо и там водитель спокойно объяснит, что он действительно очень долго ехал на автобусе, может ГИБДД ограничится штрафом.