klassnospb.ru
Главная »

Что такое реклама? Юрист объясняет, что нужно маркировать, а что нет

Административное право

Чем реклама отличается от информации

Многолетняя практика ФАС и судов позволяет выделить несколько критериев разграничения рекламных и информационных сообщений.

Чем реклама отличается от информации

Важно отметить, что каждый случай следует рассматривать отдельно, учитывая содержание информации и ее формат – насколько ярко она выглядит и стремится привлечь внимание, выделить товар или услугу. Важна также механика и фактические отношения сторон, участвующих в ее размещении: если в договоре прямо говорится о рекламе, в случае спора доказать обратное будет сложно.

Реклама или нет?

Закон не считает рекламой:

  • Результаты поиска;
  • Каталоги и сайты объявлений;
  • Информация, которая размещается на фирменных сайтах продавца или производителя и описывает ассортимент, представляя все товары в едином стиле.
Реклама или нет?

Что родное?

В ноябре 2022 года ФАС выпустила новые разъяснения по рекламе ублогеров.

Посты, видео, обзоры блогеров являются нерекламными, если упоминания бренда или товаров в них:

  • Органично интегрирован в произведение - как неотъемлемая часть сюжета, дополнительная характеристика героя или ситуации;
  • Не зацикливайтесь на характеристиках и свойствах товара;
  • Не заменяйте главных героев;
  • Не являются рекламными;
  • Не нарушают сюжет и не могут быть удалены из него без ущерба для целостного восприятия;
  • Не выражайте положительное отношение блогера к ктовару.

Термин «нативная реклама» в юридическом лексиконе сейчас заменяется на «органическая интеграция». Если информация о продукте легко интегрирована, она не будет распознана как реклама, а значит, ее не нужно будет маркировать.

4 тренировочных кейса

Эти кейсы относятся к 2019-2021 гг., то есть к тому времени, когда была введена маркировка, но они полезны тем, что показывают общую логику: какие принципы или иная информация признается рекламой.

  1. Рекламу алкоголя в Интернете оштрафовало «Красное ибелое» — причиной стали баннеры с меняющейся рамкой и изображением алкогольной продукции на собственном сайте поставщика. Суд посчитал, что они отличают товары от других и стремятся привлечь к себе внимание.
  2. Рекламой признана публикация в группе GastroPub Grill&Bar ВКонтакте следующего содержания: «Сегодня среда, половина рабочей недели уже позади… ждем вас сегодня…» с фотографией из трех бутылок виски: Chivas Regal, Jameson и Jim Beam. Было решено, что сообщение выделяет определенные продукты и призывает к их использованию.
  3. Аккаунт Instagram* @absolut_katalog был расценен УФАС как реклама. Его содержание непредвзято представляло описания товаров из каталога, то есть теоретически относилось к информации о хозяйственной деятельности компании. Однако поставщик алкоголя создал его специально для продукции бренда Absolut, тем самым выделив продукцию среди прочих.
  4. Видео, на котором Настя Ивлеева готовит коктейль мартини и тоник, было признано рекламой, так как она использовала фирменный бокал Martini, при этом бутылка Martini Fiero была повернута к зрителю так, чтобы было хорошо видно название бренда, стеклянная бутылка была Наклейка камеры перевернута так, что марку невозможно было определить.

Пять сложных вопросов

Как зарегистрироваться и сообщить о рекламе на собственных сайтах и ​​в социальных сетях, если она размещается самостоятельно, без заказа и договора?

Роскомнадзор и ОРД разрабатывают возможность сообщать о рекламе без привязки к договору — это решит эту проблему. Мы подробно обсудили этот вопрос на круглом столе RRD, который был организован сообществом «Право рекламы».

Как пометить рекламу в запрещенных социальных сетях?

Объяснений на этот счет нет - вряд ли будут. Рекламировать блогеров в Instagram* законодательно не запрещено, но на самом деле каждый рекламодатель должен оценивать риски и принимать решение самостоятельно.

Чат-бот считается рекламой?

По умолчанию чат-бот сам не рассылает сообщения неопределенному кругу лиц, он реагирует на конкретный запрос конкретного пользователя, поэтому его контент, скорее всего, нельзя приравнивать к рекламе. Оно адресовано конкретному пользователю - то есть не соблюдается критерий неограниченного круга лиц.

Что делать, если нигде нет пояснений по маркировке нужного формата?

Поэтому до сих пор не совсем понятно, как маркировать некоторые форматы рекламы — например, онлайн-трансляции, которые не сохраняются, или официальные анонсы Telegram Ads. И это нормально: новые правила постепенно адаптируются к практике. Рекомендуем отметить спорный формат как рекламу и попробовать зарегистрировать свои креативы. А в случае неудачи присоединяйтесь к дискуссионным группам с участием регуляторов и задавайте вопросы.

Подробности маркировки отдельных креативов можно найти в разъяснениях РКН и ВРИР и в материалах, которые мы обнародовали по итогам круглого стола с ЦРД.

Что делать со старой рекламой?

Если объявление было размещено до 1 сентября 2022 года и договорные обязательства были выполнены до этой даты, отмечать такое размещение необязательно, достаточно будет датировать его, если это еще не сделано. Но это касается только архивных изданий. Если баннер по-прежнему активен, заметен и привлекает пользователей, он обязательно нуждается в маркировке.

Правовые рамки

Маркировка рекламы регулируется рядом нормативных правовых актов — помимо текста закона, это постановления, приказы, распоряжения Роскомнадзора, которые касаются деталей порядка. Они все время подвержены изменениям, поэтому важно не читать их, а следить за изменениями.

* социальная сеть принадлежит корпорации Мета, признанной в России экстремистской

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное