Нормативная база, или Где узнать, что должен делать главный бухгалтер
Большинство подсознательно понимают, какие обязанности есть у главного бухгалтера любой организации. Но когда дело доходит до оформления документов, многие работодатели не знают, с чего начать. И начинать нужно с Единого квалификационного справочника на должности руководителей, специалистов и других работников, утв. Приказ Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37, в котором детализируются обязанности главного бухгалтера на предприятии.
Еще одним хорошим источником информации при составлении должностной инструкции такого работника является Приказ Минтруда России от 21 февраля 2019 г. № 103н, утвердивший профессиональный стандарт. Этот стандарт можно использовать в качестве основы для создания LNA для сотрудника. Например, при создании компании обязанности главного бухгалтера взял на себя руководитель. Впоследствии работника приняли на первичку. Через какое-то время руководитель передал этому работнику свои учетные функции, но формально он остался главным бухгалтером. Получился бухгалтер с обязанностями главного бухгалтера, но с той же должностной инструкцией. Теперь, чтобы добавить в ЛНА работника необходимые права и обязанности, директору не нужно придумывать формулировки, достаточно будет заглянуть в стандарт. Его также можно использовать при отборе кандидатов, поскольку в стандарте перечислены требования к кандидатам (опыт работы, уровень образования), трудовые функции для различных должностей.
Как написать описание работы
Очевидно, что в этом документе должны быть прописаны конкретные обязанности главного бухгалтера на производственном предприятии, в торговом центре, сервисном предприятии. Но этого недостаточно: инструкция имеет стандартную структуру, которой следует следовать. Документ должен состоять из следующих разделов:
- Основные положения. Здесь указывают требования к кандидату: опыт работы, образование, квалификация (при необходимости), минимальный объем знаний;
- Функции сотрудника. Если мы говорим о главном бухгалтере, то среди его задач подготовка отчетности для контролирующих органов и органов управления компании, контроль за ведением бухгалтерского учета и оформлением первичной документации, управление денежными потоками и финансовый анализ;
- Обязанности. Это достаточно обширный раздел, но если кратко перечислить, что входит в обязанности главного бухгалтера, то получится следующий список:
- После того, как вы перечислили обязанности главного бухгалтера в ООО, нужно вписать, какие права есть у работника: подписывать те или иные документы; вести переписку по некоторым вопросам; предлагать кадровые изменения и ставить вопрос о премировании (сокращении премий) работников; вносить идеи по улучшению работы бухгалтерии или компании в целом на рассмотрение руководства;
- Следующий раздел – это ответственность работника, если он не исполняет обязанности главного бухгалтера. В рамках трудового законодательства речь идет о надлежащем выполнении трудовых функций и соблюдении трудового законодательства. Если говорить об ответственности, то такой сотрудник является материально ответственным лицом. С ним заключается дополнительный договор, и он несет полную ответственность за причиненный ущерб. Как и остальные, главный бухгалтер несет ответственность за нарушения, караемые в соответствии с КоАП РФ, УК РФ, ГК РФ;
- Заключительные положения - последняя часть должностной инструкции, в которой прописываются необходимость и правила ознакомления работника с документом. Обратите внимание, что если главный бухгалтер не будет знать тех обязанностей и ответственности, которые возложил на него работодатель, он сможет избежать наказания за несоблюдение трудовых функций. Поэтому необходимо обязательно ознакомить работника с этим ЛНА под роспись.
Для облегчения процесса написания должностной инструкции главного бухгалтера предлагаем образец такого документа.
Скачать образец должностной инструкции главного бухгалтера
Помните: работодатель вправе дополнить права и обязанности главного бухгалтера организации с учетом специфики своего производства.
Как утвердить и где хранить
Должностная инструкция любого работника вводится приказом руководителя. Если нужны изменения, они также вносятся по распоряжению начальника.
Что касается хранения, то такие документы рекомендуется иметь в нескольких экземплярах. Хранить их можно в одном экземпляре в отделе кадров, в подразделении, где работают лица, для которых они предназначены, в сейфе с основными распорядительными документами.