klassnospb.ru
Главная »

Дорожные камеры: кому они принадлежат и какие нарушения фиксируют

ГИБДД

Когда на дорогах были камеры

Сейчас, по официальным данным, на дорогах России установлено 10,8 тыс. стационарных камер, плюс 3,9 тыс. — мобильные системы фото- и видеофиксации. Количество камер растет с каждым годом, только в 2018 году их стало на 20% больше.

И показатели их работы также показывают неуклонный рост – за год с помощью камер было зафиксировано 106 миллионов нарушений (и это только те, по которым составлены административные протоколы). Камеры серьезно разгружают инспекторов ГИБДД, так как на них уже приходится 82,7% от общего количества выписанных протоколов.

Если разделить одно число на другое, то получается, что одна камера позволяет сделать около 7210 протоколов в год, или около 20 в день. Вряд ли даже самый толковый инспектор сделает столько (если только это не рейд).

Впервые в истории дорожные камеры появились в 1958 году на гоночной трассе, их создал гонщик Морис Гетсонидес из Нидерландов. Впоследствии он ушел из гонок и занялся бизнесом, ориентированным на производство различных устройств слежения.

Изначально дорожные камеры отслеживали нарушения, в основном в части превышения максимально допустимой скорости на дороге. Но сейчас промышленность создает устройства, способные контролировать соблюдение практически всех основных требований ПДД:

  • Пересечение стоп-линии на красный сигнал светофора;
  • Движение по полосам, отведенным для автобусов;
  • Въезд на платную дорогу без оплаты;
  • Пересечение двойной сплошной линии;
  • Нарушение правил парковки;
  • Въезд в «запретный» квартал – для большегрузного или неэкологического транспорта;
  • Езда без ремня безопасности, разговоры по телефону за рулем и т. д.

В России камеры на дорогах появились сравнительно недавно — чуть более 10 лет назад. Их стали устанавливать для соблюдения федеральной программы безопасности дорожного движения, а с 1 июля 2008 года появилась возможность штрафовать водителей на основании данных с камер.

С годами камер становится все больше и больше, и они, безусловно, стали серьезным сдерживающим фактором для водителей. Теперь буквально за одну поездку за город можно получить несколько штрафов, и это дисциплинирует автомобилистов.

А вот дорожные камеры в России, кроме того, что приносят очевидную пользу (и немалые деньги), имеют весьма скандальный имидж.

Кто отвечает за камеры

Когда в России в 2008-2009 годах появились первые камеры, их закупало и устанавливало государство за счет бюджета. К середине 2010-х стало понятно, что система фото- и видеофиксации нарушений ПДД — настоящая золотая жила, и чем больше камер, тем больше денег можно заработать на дорогах.

По сути, водители платили штрафы, как правило, без каких-либо претензий, и воспринимали их как своего рода дорожные сборы. Эта система явно понравилась государственным деятелям, и было решено ее расширить.

Была только одна проблема - на покупку камер и их содержание нужны были большие деньги. Решение было найдено, им стала модель государственно-частного партнерства в форме концессии.

Схема была такова: частные компании устанавливают и обслуживают системы автоматической фиксации нарушений ПДД, а деньги за это получают в составе штрафов, которые выписываются благодаря камерам. Сама модель достаточно прогрессивна и используется во многих странах, причем не только в камерах дорожного движения: так работают платные дороги.

Когда система начала полноценно работать, в ней были обнаружены некоторые недостатки. Так как компании-операторы получают определенную сумму с каждого штрафа, они стали согласовывать камеры не в местах с высокой аварийностью, а там, где чаще всего нарушают водители.

Поскольку оформлять административное правонарушение могут только сотрудники ГИБДД, во всех 85 регионах России созданы специальные Центры автоматического учета административных правонарушений (ЦАФАП), которые получают данные от камер, проверяют их и выдают водителям «письма счастья». на их основе.

На самом деле ГИБДД просто выписывает штраф за все материалы с камер — практически без проверки. Поскольку большинство водителей платят штрафы без лишних проверок, многие платят за то, что можно было бы оспорить.

Технических проблем очень много, они переходят в любопытные штрафы типа Газели на скорости 233 км/ч, штрафы за машину на эвакуаторе и штрафы за тень автомобиля.

С экономикой частных компаний все в порядке. При средней стоимости комплекса от 2 до 5 миллионов рублей они окупаются за несколько месяцев. Операционная компания получает определенный процент или фиксированную сумму от штрафов.

Например, в Московской области компания получает от штрафа 233 рубля, а в Тамбовской области — 243 рубля. Кстати, если водитель заплатит штраф за превышение скорости в течение 20 дней, то он составит всего 250 рублей. То есть бюджет практически ничего не заработает.

Поэтому работа всей системы контроля за соблюдением ПДД вызывает массу нареканий со стороны автолюбителей. С одной стороны, компании часто устанавливают камеры с нарушениями, а с другой – от штрафов бюджету практически ничего не остается.

Однако пока такая модель считается общепризнанной практикой в ​​мире, а также обеспечивает снижение аварийности на дорогах, ситуация вряд ли серьезно изменится.

Что такое камеры и какие нарушения они фиксируют

В России для автомобилистов используется несколько типов камер слежения. Объединяет их одно — они могут не только фиксировать нарушение, на которое настроены, но и сохранять сопутствующие данные — номерной знак автомобиля, время, дату и местонахождение самого комплекса.

По своей форме камеры могут быть стационарными — их устанавливают на столбах или специальных конструкциях над полосами движения, или мобильными — «треноги», которые можно быстро перебрасывать с места на место.

Но моделей камер намного больше:

  • «Стрелка» — самый распространенный комплекс, он фиксирует нарушения скоростного режима, пересечение сплошной линии разметки, проезд запрещающего светофора. Камера определяет нарушителя за километр, ограничения скорости от 5 до 180 км/ч. Когда на дорогах были камеры Есть комплекс с установкой до 2 млн рублей, что сделало его самым популярным на дорогах России (и даже в боевой авиации).
  • «Крис» — помимо скорости контролирует выезд на выделенную полосу для автобусов и выезд на встречную полосу. Погрешность ниже, чем у «Стрелки», а ограничения по скорости до 250 км/ч. Комплекс способен самостоятельно искать номера правонарушителя в базе данных. Минус — его нужно размещать над каждой дорожкой; Кто отвечает за камеры
  • «Автохураган» — выявляет максимальные виды нарушений ПДД. Это не только скорость и езда на красный свет светофора, но даже езда по обочине (исконно русская проблема), не пропустить пешехода, не включить ближний свет, да еще и ехать в непристегнутом состоянии . Минусы - нужны не только на каждую полосу, но и по одной на каждое направление ("смотреть" назад комплекс не умеет); Что такое камеры и какие нарушения они фиксируют
  • «Арена» — может контролировать до 3-х полос одновременно, работает на контроль скорости и может стрелять даже ночью; Последние изменения в законодательстве
  • «Визирь» — работает одновременно как цветная видеокамера и радар. Записанные видеоматериалы затем расшифровываются сотрудниками ГИБДД; Дорожные камеры: кому принадлежат и какие нарушения фиксируют
  • Парконы — это мобильные камеры, которые размещаются в патрульных машинах ГИБДД и предназначены для борьбы с нарушениями правил парковки. Дорожные камеры: кому принадлежат и какие нарушения фиксируют

Это далеко не все виды комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД на дорогах России. Постоянно разрабатываются новые модели, ведь это в конечном итоге оказывается выгодным для всех сторон (кроме водителей).

Например, недавно в Москве запустили принципиально новую систему, отслеживающую движение автомобилей, не имеющих полиса ОСАГО.

Система достаточно сложная: сначала камера фиксирует все проезжающие автомобили, система исключает повторные проезды (чтобы не проверять каждый день несколько миллионов номеров в базе), затем данные передаются в ГИБДД, где они проверяются по базе данных Российского союза автостраховщиков.

Это стало возможным благодаря тотальной «интернетизации» всей системы ОСАГО – данные о диагностических картах и ​​выданных полисах всегда хранятся в базе данных ППШ.

Система учитывает, что водитель имеет право не оформлять полис ОСАГО в течение 10 дней, и отправляет «письмо счастья» только в том случае, если машину видели по истечении этого срока.

До сих пор новая система сталкивалась со многими техническими трудностями. Фактически вся работа выполняется вручную, так как процент ошибок при обработке информации велик.

Когда система заработает в полную силу, любителям езды без страховки будет сложно — за отсутствие полиса ОСАГО штраф 800 рублей, а скоро за отсутствие диагностической карты будут штрафовать на 2000 рублей.

В дальнейшем в Москве, а может и в других городах будет введена другая система отслеживания экологического класса автомобилей. Транспортным средствам с экологическим классом не ниже определенного значения будет разрешен въезд на определенные территории. Если туда въедет менее «чистая» машина, ее владелец автоматически получит штраф.

Последние изменения в законодательстве

Многие автомобилисты недовольны камерами на дорогах, еще больше их раздражают мобильные штативы, так как они появляются в самых неожиданных местах и ​​эксплуатируются частными компаниями.

Как оказалось, есть еще проблема «скрытых» камер — когда из-за своего расположения они плохо видны водителям проезжающих мимо автомобилей. Эта проблема оказалась настолько серьезной, что дошла даже до президента. Владимир Путин поручил до 1 февраля следующего года отменить все штрафы, начисленные за неправильно установленные камеры.

Позиция президента такова: камеры нужно ставить в аварийных местах не для сбора максимальной суммы штрафов, а для снижения аварийности. «Скрытая» установка камер этому никак не способствует.

Что касается стационарных камер, то их расположение ГИБДД никак не скрывает. Более того, недавно на сайте ведомства даже появился новый раздел, где места установки дорожных камер отмечены на карте регионов.

Практической пользы от этого немного: еще не все добавили туда камеры, а водители давно пользуются антирадарными и навигационными программами с отмеченными камерами.

Среди других инициатив есть предложение от фракции партии ЛДПР в Госдуме. Депутаты предлагают вообще запретить частные камеры — по их мнению, они должны принадлежать исключительно РФ или регионам. Авторы ссылаются на многочисленные жалобы, в которых водители указывают на неправильное расположение комплексов на дорогах.

Однако увеличение меры ответственности может коснуться не только частных эксплуатирующих компаний, но и самих водителей. Речь идет о популярных у россиян радар-детекторах (радар-детекторах). Они могут работать как детектор электромагнитных волн от систем слежения, а могут содержать информацию о них в базе данных.

Радар-детекторы запрещены во многих странах мира, включая Швейцарию, Канаду, Германию, Австралию и другие.

В России такие устройства формально не запрещены, но инспекторы ГИБДД придумали способ штрафовать водителей за них. Штраф налагается по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ — за установку дополнительных предметов, ограничивающих обзор с места водителя. Санкция по этой статье предусматривает предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Но чиновники уже всерьез планируют запретить радар-детекторы. Впервые об этом заговорили 8 лет назад в Татарстане, но до сих пор ответственные лица еще не приняли решение о запрете.

С другой стороны, вряд ли они будут полностью запрещены. Водители начнут пользоваться смартфонами со специальным приложением, которое точно не попадет под запрет.

Вероятно, в связи со значительным общественным резонансом следует ожидать в ближайшее время еще каких-то нововведений, касающихся дорожных камер. Ясно одно — отказываться от них власти точно не намерены.

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное