Общие положения Федерального закона 223-ФЗ
Настоящий нормативный акт призван обеспечить единство экономического пространства в стране, создать условия для удовлетворения потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах, услугах, эффективность реализации денежных средств, стимулирование участия юридических лиц. и физических лиц, обеспечение прозрачности процедуры закупок и публичности, минимизация коррупции и других нарушений законодательства.
При приобретении товаров, работ, услуг заказчики обязаны обеспечить соблюдение следующих принципов:
- Информационная доступность процесса закупок;
- Равенство, справедливость, недискриминация и ограничения конкуренции;
- Целенаправленное и обеспечивающее эффективность использования денежных средств, а также направленность на снижение затрат клиентов;
- Запрет на установление неизмеримых требований.
Покупатели следующие:
- Организации, в которых доля государственного участия составляет более 50%;
- Предприятия, осуществляющие регулируемую деятельность (электроэнергия, газ, тепло, водоснабжение);
- Естественные монополии (газовые и нефтяные компании, РЖД);
- Бюджетные учреждения, осуществляющие закупки за счет заемных средств (грантов, собственных средств, доходов от субподряда).
Поставщиками могут быть юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели.
Виды закупочных процедур
Различают следующие виды закупочных процедур:
- Конкурентоспособный;
- Неконкурентный.
Конкурсные закупки включают тендеры и другие способы закупок, такие как запросы котировок, предложения, конкурентные переговоры. Также конкурсными являются следующие виды деятельности:
Неконкурентный тип относится к закупке у единственного поставщика.
По результатам любого вида закупок заключается договор с победителем или единственным поставщиком. Условия заключения контракта должны быть описаны в Положении о закупке.
Информацию о покупках можно найти на специальных сайтах – электронных торговых площадках. На данный момент их более 200.
Для участия в закупках необходимо пройти аккредитацию на выбранной электронной торговой площадке.
Участие в закупке может быть платным или бесплатным в зависимости от условий электронной торговой площадки.
Федеральный закон 223-ФЗ не регламентирует вид электронной подписи, этот вопрос решается Положением о закупке.
Планирование и регулирование закупок
Закон 223-ФЗ не содержит четких указаний о порядке проведения закупок. Функцию основного регулятора закупок выполняет Положение о закупках – это документ, описывающий порядок осуществления закупок у конкретного заказчика.
В положении о закупках должны быть описаны следующие категории:
- Методы закупок;
- План подготовки и проведения закупочной деятельности;
- Порядок заключения и исполнения договора;
- Список закупаемых работ, товаров и услуг.
Данное положение должно быть размещено в ЕИС (единая информационная система).
План должен содержать информацию о закупках и сроках их осуществления.
Помимо вышеуказанных документов, в ЕИС должны быть размещены следующие сведения:
- Уведомление о покупке;
- Документация на покупку.
Составление отчетов
Согласно статье 4 223-ФЗ каждый покупатель должен ежемесячно отчитываться о закупках. Существует 4 типа ежемесячных отчетов:
- Об общей цене заключенных договоров;
- По договорам с единственным поставщиком;
- Об общей цене договоров с государственной тайной или договоров, заключенных по решению Правительства Российской Федерации;
- Об общей стоимости договоров с малым и средним бизнесом.
Клиенты с выручкой 2 млрд рублей и более обязаны закупать у МСП - 18% от общего объема закупок.
Контроль закупок и ответственность
Контроль в этой сфере осуществляется на двух уровнях: государственном и ведомственном.
Также на государственном уровне коррупционную составляющую проверяет прокуратура.
По результатам проверки может быть принято одно из следующих решений:
- Выдача предписания об устранении нарушений;
- Невыдача приказа при отсутствии нарушений;
- Привлечение к административной ответственности.
Ведомственный контроль осуществляется вышестоящими органами заказчика закупки.
В случае ненадлежащего исполнения своих обязательств поставщиком последнему грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков. Данная санкция налагается на 3 года.