Какие гарантии дает застройщик?
В договор между застройщиком и дольщиком должны быть включены сведения о передаче квартиры, гарантии качества и ответственности компании в случае выявления дефектов.
Будущему владельцу следует внимательно изучить договор. Если при приемке квартиры он обнаружит нарушения, то может отказаться от подписания акта приемки.
В этом случае составляется документ, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.
В гарантиях застройщика Закон № 214-ФЗ указывает на различные конструкции.
Бывает, что дефекты появляются уже после того, как квартира или дом сданы в эксплуатацию.
Срок гарантии составляет:
- На несущие конструкции, стены, окна, фасад - 5 лет;
- На кровлю и межпанельные швы - 10 лет;
- По коммуникационным системам (отопление, канализация,
- Мусоропровод и др.) - 3 года.
В договоре может быть прописан иной срок, но он не должен быть меньше указанного в нормативном правовом акте.
Гарантии не действуют, если владелец квартиры самостоятельно заменил систему или ее отдельные элементы (трубы, радиаторы и т.д.).
Положение гласит, что застройщик несет ответственность за дефекты капитала.
Полномочия управляющей компании.
После сдачи дома в эксплуатацию ответственность за сохранность общего имущества несет управляющая компания.
Ее полномочия включают в себя:
- Контроль за соблюдением правил пользования общедомовым имуществом;
- Монтаж сантехнических и коммуникационных систем;
- Устранение дефектов, замена вышедших из строя элементов, если к ним не было претензий при подписании акта приемки;
- Предотвращение аварий в системах связи.
Все дефекты, не связанные с ними, должны быть устранены разработчиком в течение гарантийного срока.
Если нарушение не может быть исправлено, застройщик обязан компенсировать понесенные расходы или уменьшить сумму, указанную в ПДУ.
В случае обнаружения собственником недостатков позднее срока, указанного в договоре, ответственность за устранение недостатков полностью ложится на него.
Претензия к разработчику.
Претензия к застройщику по гарантии оформляется в письменной форме. Он может быть индивидуальным или коллективным.
Жалоба должна сопровождаться документальными подтверждениями наличия дефектов (фото, видео, экспертизы, акты специалистов и т.п.).
Претензия должна включать:
- Информация о строительной компании, которой оно адресовано;
- Информация о заявителе;
- Реквизиты заключенного договора;
- Выявленные дефекты;
- Ссылки на нарушенные законы и правила;
- Требования к разработчику.
Претензия вручается лично представителю застройщика или направляется ценным письмом с уведомлением. В нем перечислены все приложения, доказывающие наличие дефектов.
Собственник недвижимости может предъявить следующие требования:
- Устранение дефектов;
- Возмещение расходов, связанных с выявленными недостатками;
- Снижение стоимости имущества.
Застройщику дается 10 дней на рассмотрение жалобы. В некоторых случаях срок может быть продлен.
Компания должна внимательно изучить претензию и определить, покрывается ли дефект гарантией или его устранение входит в компетенцию Управляющей компании.
Заявитель должен получить ответ от застройщика в письменной форме. Если в нем указано, что ответственность лежит на управляющей компании, то собственник должен написать заявление в компанию и приложить полученное решение застройщика.
Устранение дефектов.
При согласии застройщика на устранение выявленных дефектов время выполнения работ оговаривается отдельно.
В законодательстве нет четких сроков, которые даются компаниям для исправления нарушений. Решение принимается в индивидуальном порядке.
Сложность работы может повлиять на время выполнения. В большинстве случаев он составляет до 1 месяца.
Подать в суд на застройщика.
В случае, если гарантия на дом у застройщика сохранена, а он отказывается устранять недостатки, собственник имеет право обратиться в суд.
Кроме требований об устранении нарушений в иске может быть прописано и возмещение морального вреда (ст. 1101 ГК РФ).
В заявлении рекомендуется указывать ссылки на нормативные правовые акты, которые были нарушены.
Иски, касающиеся защиты прав потребителей, не предусматривают уплаты государственной пошлины.
В случае нарушения застройщиком закона № 2200-1 собственник недвижимости может потребовать уплаты неустойки.
Данная претензия приемлема, если разработчик не устранил недостатки в течение 45 дней с момента получения претензии.
Штраф составляет 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Для расчета берется стоимость услуг по устранению дефектов.
Если судья вынесет решение в пользу истца, ответчик будет обязан оплатить судебные издержки.
Вывод.
Законодательством предусмотрена ответственность застройщика за качество возводимой им недвижимости. Гарантия на конструкции не менее 5 лет, на системы связи не менее 3 лет.
По соглашению между застройщиком и дольщиком этот срок может быть продлен, что прописано в ДДУ. При обнаружении дефектов при сдаче недвижимости собственник вправе отказаться от подписания акта, а застройщику дать время на его исправление.
Если нарушения выявляются позже, но в течение гарантийного срока, то застройщику направляется письменная претензия.
В случае отказа застройщика от своих обязательств собственники квартир могут обратиться в суд. При этом необходимо предоставить доказательства нарушения их прав.