Что такое государственная собственность на землю и на какие территории она распространяется?
Как видно из самого названия данной категории, это государственная собственность на земельные участки, находящиеся в собственности государственных и муниципальных органов.
В общих чертах можно сказать, что государственная собственность распространяется на все те земельные участки, которые не переданы в частную собственность гражданами или организациями.
Кроме того, существует понятие земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте. В силу особого статуса они не могут быть переданы в «частные руки», поэтому принадлежат строго государству.
Виды общественных земель
В связи с тем, что все наше государство разделено на субъекты Российской Федерации, а каждый субъект разделен на муниципальные образования, по этому принципу разделялась и собственность на земельные участки.
Ниже будет рассмотрен каждый тип собственности.
Федеральная собственность
Сюда входят следующие земли:
- Участки, на которых возведены здания (или сооружения), находящиеся в собственности федеральных органов власти, и их сооружения;
- Земельные наделы, предоставляемые государственным органам и их представительствам, а также государственным предприятиям для осуществления их деятельности;
- Земельные участки, используемые на постоянной основе Академией наук и ее подразделениями (данное правило применяется, если земля была передана до вступления в силу актов, регулирующих деятельность таких учреждений);
- Земельные участки, переданные в аренду предприятию «Автодор России» уполномоченным органом.
Региональная собственность
Данный вид собственности возникает при передаче земельных участков от вышестоящего уровня в распоряжение органов власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Это могут быть следующие виды участков.
- Те земли, на которых расположены недвижимые объекты, принадлежат региональным властям на праве собственности.
- Территории, переданные из федерального уровня в ведение субъектов Российской Федерации, поскольку на них размещаются предприятия или некоммерческие организации, образованные на региональном уровне.
- Земельные участки, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения.
- Площади, занятые дорогами, коммуникациями и насаждениями, а также водными объектами в целях их защиты от негативного воздействия. Это правило не распространяется на те земли, которые имеют такой же статус, но уже находятся в частной собственности отдельных лиц, федерации или муниципалитетов.
Такой перевод осуществляется на основании как региональных, так и федеральных норм, поскольку статус таких земель носит пограничный характер.
Муниципальная собственность
В связи с тем, что муниципальная власть не принадлежит государству и существует, если можно так сказать, отдельно от всех, за ней закрепляются собственные земли. Это право муниципалитетов бесспорно, оно установлено специальными законами.
При разграничении государственной собственности на земельные объекты в руки органов местного самоуправления попадают следующие участки:
- На которых расположены здания (или сооружения), находящиеся в собственности муниципалитетов;
- Те, что переданы органам местного самоуправления, муниципальным предприятиям или некоммерческим структурам, созданным на уровне муниципалитета.
Основания возникновения государственной собственности на землю
Такие основания регулируются статьями 17 и 18 Земельного кодекса РФ, то есть возникает право федеральной или региональной собственности:
- В силу федерального закона;
- В результате разграничения государственной собственности на землю;
- При совершении государственным органом федерального уровня или уровня субъекта Российской Федерации гражданско-правовой сделки, в соответствии с которой земельный надел передан в собственность государства.
Субъекты и объекты государственной собственности на землю
U_note note_color="#E9F8ED"]
Субъектами любого права собственности, частной или государственной, являются соответствующие уполномоченные лица, которые могут владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им земельными участками.[/su_note]
Кроме того, они должны иметь признаки дееспособности.
В случае государственной собственности субъектами являются:
- Российская Федерация в целом;
- Каждый отдельный субъект страны.
Именно распоряжение земельными участками осуществляется государственными и региональными органами, наделенными такими полномочиями законами и иными правовыми актами.
Что касается объектов государственной собственности, то, как уже было сказано, для каждого из уровней существуют отдельные виды земель, которые могут находиться в собственности органов власти федерального и регионального уровней.
Кроме того, каждый участок, являющийся объектом государственной собственности, должен иметь следующие параметры:
- Индивидуальные характеристики. Сюда входит такая информация, как кадастровый номер, местонахождение, а также определенные границы, площадь, назначение и вид разрешенного использования.
- Качественная характеристика земельного надела или его доли.
- Кадастровая оценка – то есть стоимость надела по кадастру.
- Оборачиваемость (сайт не должен быть ограничен в обращении или изъят из обращения).
- Делимость, то есть участок должен иметь возможность быть разделенным на несколько новых земельных объектов.
Как происходит образование земельных участков из земель государственной собственности
Формирование нового надела может быть несколькими способами:
- Объединение нескольких земельных участков в один;
- Раздел одного земельного участка на несколько новых участков;
- Выделение нового земельного надела (для муниципальных земель).
Процедура образования нового земельного участка может быть начата только в связи с принятием решения региональным или местным органом власти.
Кроме того, без проекта межевания НЕЛЬЗЯ осуществлять формирование участков:
- Из земель, находящихся в собственности организаций на некоммерческой основе;
- Земельные наделы, которыми граждане пользуются длительное время на праве пожизненного наследуемого владения (передаются по распоряжению администрации);
- Из земель, входящих в зону жилищной застройки;
- Из тех земель, которые расположены в пределах застроенной территории.
Помимо проекта межевания, для образования нового земельного участка из государственных земель необходимы и другие документы. Например, правоустанавливающие документы, сведения об участке из ЕГРН в виде выписки и т.п.
После проведения изыскательских работ и составления итогового документа, в котором отражаются границы нового земельного участка, данные о нем вносятся Росреестром в ЕГРН.
Порядок и особенности перехода земель из федеральной в муниципальную собственность
Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, могут быть безвозмездно переданы в собственность муниципалитетам.
Весь процесс перевода состоит из нескольких этапов, о которых речь пойдет ниже:
- Подать стандартное заявление. Он имеет единую письменную форму и составляется главой муниципального образования. Такое заявление подается в административный орган федерального правительства, который является собственником земельного участка. Составляемый документ обязательно должен содержать: кадастровый номер участка (если он зарегистрирован), реквизиты собственника и суть вопроса.
- К заявлению необходимо приложить кадастровый план (если учитывается земельный участок), план межевания, если межевание отсутствует. Как указано в п. 4 ст. 39.31 ТК РФ иные документы требовать от соискателя нельзя.
- В течение тридцати дней со дня подачи заявления оно рассматривается федеральным органом власти, после чего принимается решение: передать землю в распоряжение муниципалитета или об отказе в ней. В связи с одним из принятых решений составляется соответствующий акт, подписываемый уполномоченным лицом федерального органа.
- При составлении отрицательного акта государственный орган должен указать причины, по которым он отказывается передать землю в собственность органам местного самоуправления.
- После принятия решения федеральный собственник направляет уведомление об этом в Федеральный фонд содействия жилищному строительству.
Отказ в передаче земельного участка может быть сделан в ряде установленных законом случаев:
- Если земля относится к одной из групп земельных наделов, которые не могут быть переданы в муниципальное образование.
- Когда в заявке нет кадастрового номера, межевого проекта или плана участка (при формировании нового участка).
- Когда планировка дачного участка не утверждена.
- Если сайт уже принадлежит государственному предприятию или одной из других организаций, перечисленных в пп. 4 р. 7 ст. 39.31 ГК РФ, и оснований для прекращения этого права в отношении него нет.
Если планируется преобразование участка, то межевой проект или схема его утверждается одновременно с решением о передаче земельного участка (несмотря на то, что этих документов на момент подачи заявки не было).
Из вышеизложенного важно знать следующие моменты.
- В России проводится разграничение государственной собственности на федеральную, региональную и местную (как отдельный элемент).
- Государственные земли могут быть переданы в частные руки или муниципалитетам.
- Для каждого из видов государственной собственности установлены свои перечни земельных участков, которые закреплены за каждым из уровней управления.