Виды медицинских осмотров водителей
«Пилотирование» автомобилей — занятие потенциально опасное. Смертность в дорожно-транспортных происшествиях увеличивается с каждым годом. Правительства стран, пытаясь уменьшить печальную статистику, разрабатывают превентивные меры. Одним из основных является контроль за состоянием водителей. Наблюдение осуществляют медицинские работники.
Сами экзамены делятся на четыре категории, каждая из которых имеет свои особенности.
Водители, оформленные на должности в транспортных компаниях (грузовые перевозки), в обязательном порядке проходят все виды проверок, а именно:
- Предварительный. Делается перед приемом на работу. В процессе врач фиксирует имеющиеся отклонения. Отмечает особенности организма нового сотрудника. В результате человека принимают в компанию или отказывают в приеме на работу.
- Периодический. Как правило, он проводится один раз в год. Осмотр исключает развитие серьезных заболеваний, мешающих полноценной работе.
- Перед сменой. Главная задача – убедиться, что человек готов к отправке в рейс. Успешно прошедшие контроль рабочие получают доступ к грузовику.
- После смены. Определяет влияние вредных веществ, психоэмоциональное состояние водителя.
Послерейсовый медицинский осмотр
Нужен ли водителям послерейсовый медосмотр? Да, если работник работает с опасными веществами. Опрос проводится регулярно. Если водитель перевозит грузы в пределах города, вечером возвращается на базу, то к врачу он должен ходить каждый день. Если поездка длительная, то осмотр проходит после каждой смены.
Законодательство
Все рекомендации по организации проверок прописываются на государственном уровне. Они заключены в Трудовом кодексе и в Федеральном законе «Об охране ПД». В последнем указано, что медицинский осмотр водителя транспортного средства после полета проводится постоянно. Возраст здесь роли не играет. Рекомендации по оформлению документов и оборудованию медицинского кабинета описаны в Приказе Минздрава.
Зачем тебе нужно
Основная цель – безопасность. И участники дорожного движения, и сам водитель. Медицинское освидетельствование также направлено на выявление пьяных водителей. Бывают случаи, когда водитель «берет на грудь» во время полета. Процедура для таких сотрудников выявляет, что данные фиксируются в журнале учета.
Для кого требуется
Является ли послерейсовый медицинский осмотр водителей обязательным или нет? Как мы отмечали ранее, процедура является обязательной. Его должны проезжать водители, перевозящие пассажиров и опасные грузы. «Опасные» относятся к веществам, которые могут нанести вред здоровью человека и окружающей среде.
В ряде случаев токсические нагрузки вызывают нарушения поведения. Врач это зафиксирует и даст рекомендации.
По законодательству на этом список для «проверки обязанных» заканчивается. Но судебная практика показывает обратное. Так, сотрудник, который просто перевозит сотрудников организации, также обязан проходить послерейсовый медосмотр.
Даже если дорога займет не более часа. Они также могут придираться к тем, кто водит автомобили. Личным водителям по-хорошему также необходимо пройти осмотр и техосмотр.
Процедура коснется водителей общественного транспорта - автобусов, троллейбусов, трамваев и маршрутных такси.
Кто проводит
Законодательство обязывает фирмы организовывать предрейсовые и послерейсовые проверки. Именно компания должна пригласить врача в штат или заключить договор с клиникой. Для рядовых сотрудников обследование бесплатное, расходы берет на себя организация. Требовать деньги от водителя незаконно.
Сами манипуляции проводит аккредитованный специалист. В противном случае результаты не будут зачтены проверяющими, а компания-перевозчик получит штраф.
Водители имеют право пройти осмотр у врача со средним специальным или высшим образованием. Но решение о недопуске подписывает исключительно дипломированный специалист.
Младший персонал имеет право выдать направление на дополнительное обследование. Процедура проводится в частной или государственной клинике.
Где пройти
Вариантов несколько, разберемся в каждом.
Для тех фирм, штат которых небольшой, целесообразно организовывать осмотры на базе поликлиники. Выбор заведения не критичен. Главное условие – организация должна иметь лицензию. С больницей заключается договор, перед сменой должна быть группа водителей.
Крупным фирмам проще нанять врача в штат. Заработная плата оговаривается со специалистом (из расчета 50–70 рублей за разовый осмотр каждого работника). После этого организации необходимо получить соответствующую лицензию. Аккредитации специалиста для инспекторов будет недостаточно. На базе компании оборудуется кабинет врача, закупается необходимое оборудование.
Требования к помещению и его оборудованию закреплены в приказе Минздрава под номером 835. В случае обнаружения проверяющими нарушений предприятию грозит существенный финансовый штраф.
Порядок проведения послерейсового медицинского осмотра
В первую очередь врач собирает анамнез. Измеряют артериальное давление, пульс и температуру. После врач осматривает кожу, зрачки, слизистые оболочки. Во время процедуры человека спрашивают об общем самочувствии, фиксируют жалобы, если они есть.
Далее специалист должен убедиться, что водитель трезв и не употреблял психотропные средства. При подозрении назначают дополнительные исследования: анализы мочи, алкотестеры. При отказе водителя от последнего составляется соответствующий технический акт, который затем передается руководству.
Выявление нарушений здоровья
Когда речь идет о перевозке опасных грузов, а состояние водителя вызывает подозрения (тошнота, головные боли, рвота, учащенное сердцебиение, нарушение координации движений, обмороки), водитель получает направление на обследование в специализированное медицинское учреждение.
При выявлении психоэмоциональных расстройств может быть назначено дополнительное обследование. В некоторых случаях водителям, признанным переутомленными, предоставляются дополнительные выходные дни.
Часто это происходит после длительных перелетов. Эта практика снижает риск несчастных случаев.
Ответственность водителя
В случае обострения заболеваний водитель обязан сообщить об этом врачу. Штрафов за плохое самочувствие, разумеется, не предусмотрено. Если рейс отравили химикатами, руководство оплачивает сотруднику больничный, в сложных ситуациях - лечение в стационаре.
Если водитель пришел на работу в нетрезвом виде, под воздействием наркотических или психотропных средств, его снимают с рейса. Водитель не получает оплату за незадекларированный простой. Штрафы за неадекватное поведение выписывает компания. Их размер зависит от внутренних правил организации.
За уклонение от проверки сотрудник может быть оштрафован на тысячу рублей. Штраф за отсутствие этикетки в путевом листе составит 500 рублей.
Ответственность за нарушения регламента проверок и их отсутствие несут органы власти. Финансовые санкции для недобросовестных компаний ожидаются немалые — до миллионов рублей, если водителей в штате много.
Если пьяного водителя отправили на рейс после досмотра, чиновникам придется заплатить 20 тысяч рублей. Юридическое лицо ждет наказание в более крупном размере — 100 тысяч рублей.
На вопрос, обязательно ли проводить послерейсовый медосмотр водителя, ответ утвердительный. Процедуру проводят те, кто перевозит людей и опасные грузы. За нарушение закона предусмотрены финансовые санкции. Они закреплены за компанией.
Если работник жалуется на плохое самочувствие после полета, проводится дополнительное обследование. В случае токсического отравления водителям предоставляется оплачиваемый больничный.
Подробная информация видна на видео: