Собственность: зачем регистрировать?
- Для получения постоянной регистрации.
- Участвовать в создании ТСЖ (объединение собственников жилья).
- Если вы согласны с замером застройщика, необходимо право собственности на заказ БТИ (Бюро Технической Инвентаризации) замеров.
- Для получения налогового вычета.
- Для использования материнского капитала (в случае, если требуется свидетельство о праве собственности, а сроки передачи недвижимости пропущены).
Имея право собственности на новостройку, вы сможете получить стопроцентную защиту своего права на квартиру в случае, если застройщика настигнет банкротство.
Как оформить квартиру
Вы можете заняться сбором всех необходимых документов самостоятельно или прибегнуть к помощи специалистов. Регистрация права собственности происходит по правилам, указанным в Федеральных законах № 214-ФЗ и 218-ФЗ. Первым шагом является подписание акта приема-передачи. Эта процедура выглядит следующим образом:
- Застройщик информирует дольщика о завершении строительства (это необходимо сделать за месяц до указанного в договоре срока или за 14 дней до даты передачи жилья).
- После получения дольщиком извещения дается 7 дней на получение квартиры.
- При передаче жилья между двумя сторонами составляется акт, в котором указываются: дата передачи недвижимости, параметры квартиры и другие сведения. Каждая сторона получает по 1 экземпляру документа.
При наличии претензий к качеству жилья составляется акт о несоответствии. В этом случае акт приема-передачи подписывается после устранения всех дефектов.
Покупатель квартиры может оформить право собственности следующими способами:
- При личном посещении МФЦ (необходимо зарегистрироваться по ссылке);
- На сайте Росреестра по адресу https://rosreestr.gov.ru;
- Ценное письмо с описанием.
Регистрация квартиры возможна, если:
- Сдан в эксплуатацию новый дом (компетенция застройщика);
- Открыта государственная регистрация квартир (компетенция застройщика).
После сдачи дом получает почтовый адрес (это занимает около 2-х месяцев). Полная регистрация новостройки занимает до 6 месяцев. Застройщик оформляет кадастровый и технический паспорта. Первый документ означает, что дом входит в государственную жилищную базу, а второй включает данные о материалах домостроения. Оформление этих паспортов занимает примерно 3-4 месяца.
Необходимые документы для МФЦ
Для того, чтобы зарегистрировать квартиру в МФЦ, необходимо собрать следующий пакет документов:
- Долевое соглашение;
- Заявление покупателя
- Паспорт акционера;
- Кадастровый паспорт с расшифровкой;
- Подписанный акт приема-передачи;
- Квитанция об уплате государственной пошлины (в размере 2 тыс. руб.);
- Ипотека от банка, если на квартиру есть ипотека (2 оригинала или оригинал и копия, которые оформляются в банке);
- Справка о погашении ипотеки (если кредит погашен, но погашение не зарегистрировано);
- Доверенность, выданная нотариусом (только если оформление поручено третьему лицу);
- Свидетельство о браке (если покупка квартиры производилась супругами);
- Если акционер несовершеннолетний, необходимо предоставить свидетельство о рождении и разрешение органов опеки и попечительства;
Подавать документы можно после подписания акта приема-передачи. Для посещения МФЦ необходима предварительная регистрация (ссылка)
Согласно Федеральному закону № 218-ФЗ, акционер должен подать документы лично в МФЦ или онлайн на сайте Росреестра (либо через третье лицо по доверенности). В результате жилье получает уникальный кадастровый номер.
Сроки оформления жилья в собственность
После подачи документов необходимо подождать 10 рабочих дней (при подаче через Росреестр) или 12 дней (при подаче через МФЦ). Сроки также будут указаны в квитанции, которую вы получите после подачи документов. Каждому заявлению присваивается уникальный номер, его статус можно проверить на сайте Росреестра (в случае успешного завершения регистрации вы увидите свою фамилию в графе «Владелец»).
Возможны два варианта развития событий:
- Вам могут отказать;
- Вы получаете выписку из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости), а также правоустанавливающие документы, которые являются подтверждением того, что регистрация прошла успешно.
Оформление недвижимости с ипотекой в собственность
Покупка квартиры в кредит – распространенная практика в связи с ростом цен на недвижимость. Регистрировать имущество, которое вы взяли в ипотеку, также необходимо по общим правилам, однако учитывайте некоторые особенности:
- При подаче документов в МФЦ или Росреестр необходимо предоставить ипотеку и заявление о регистрации залога;
- В договоре с банком указывается срок, в течение которого собственник квартиры обязан зарегистрировать право собственности;
При получении выписки из ЕГРН указывается, что обременение права снимается только при погашении дольщиком ипотечного кредита.
Если собственник недвижимости исполнил обязательство по кредиту досрочно, ему следует обратиться в МФЦ или Росреестр для снятия залога. В этом случае необходимо предоставить справку из банка, в которой указано, что кредит погашен. После этого информация о залоге будет исключена из ЕГРН.