Статистика против статистики
Несмотря на растущую популярность е-ОСАГО, не все могут приобрести полис онлайн. Об этом свидетельствует статистика исполнения договоров через систему «Е-Гарант», которую предоставляет агрегатор «Сравни.ру». Система помогает автовладельцу приобрести полис ОСАГО, если он не смог это сделать на сайте выбранной страховой компании. За шесть месяцев 2021 года реализовано 8,8 млн электронных полисов ОСАГО, около 1 млн через «Е-Гарант». По сравнению с прошлым годом популярность Е-Гаранта выросла на 47%. И с каждым месяцем через систему оформляется все больше договоров. Причин, по мнению аналитиков «Сравни.ру», две. Во-первых, рост случаев «временной неработоспособности систем» страховых компаний в отдельных регионах. Во-вторых, все больше страховых агентов занимаются оформлением ОСАГО для проблемных клиентов.
Российский союз автостраховщиков (РСА) посоветовал с осторожностью относиться к приведенной статистике.
«Количество выданных полисов ОСАГО в первом полугодии 2021 года составило 20,1 млн штук, а в первом полугодии 2020 года – 19,2 млн, то есть количество выданных полисов ОСАГО в первом полугодии 2021 года увеличилось на 4,7%, что говорит как об увеличении автопарка в РФ, так и об отсутствии проблем с наличием обязательной "автомобиля гражданина". В системе «Е-Гарант» представлены полисы ОСАГО 39 компаний. Это техническая служба, поэтому РСА не предоставляет статистику исполнения договоров через «Е-Гарант», — сообщили в пресс-службе союза. И предупредили: данные из неофициальных источников могут быть неверными и использоваться в манипулятивных целях.
Постоянные технические сбои
Между тем проблемные категории все еще существуют. Андрей «проректор» Иванов, руководитель движения «МотоМосква», отмечает, что трудности с получением ОСАГО традиционны для всех без исключения байкеров, вне зависимости от возраста, модели мотоцикла и региона.
«Оформить полис на сайте РСА самостоятельно невозможно, как и на сайтах самих страховых компаний, там постоянно происходят технические сбои. У меня не получилось сделать это самому. Сайты уверенно отказывались запоминать набранное, заставляя по десятку раз вбивать одно и то же, потом теряли данные полиса или диагностической карты. В результате все вынуждены обращаться к знакомым агентам, которые берутся за оформление, постоянно подчеркивая, что испытывают трудности с оформлением и передачей полиса в компанию. Еще говорят, что ругают за большое количество двухколесных полисов», — констатирует мотоциклист.
Иванов отмечает, что даже когда его коллеги пытаются оформить страховку офлайн, то есть приходят в офис страховой компании, им дают направление для осмотра на другой конец города, а то и в Новую Москву, если уж говорят о столице.
У таксистов тоже проблемы
С такими же проблемами сталкиваются и водители такси. Например, пользователь Facebook Алла Зефирова обращается за помощью к интернет-сообществу:
«… На оформление ОСАГО на такси ушла неделя. Неудачно. Все сосредоточено на том, чтобы не выдавать полис. Поделитесь контактами, кто страхует такси. Две страховые компании проводят проверки в Зеленограде и Троицке».
В таких ситуациях эксперты советуют сразу писать жалобу в Центральный банк России, курирующий в том числе и страховой рынок.
Армянская регистрация, российский владелец
Еще одной проблемной категорией автовладельцев являются российские владельцы автомобилей с армянскими номерами. Некоторое время назад гражданин России мог купить автомобиль в Армении по очень выгодной цене, оплатить пошлины по армянским ставкам, которые были намного ниже российских, и спокойно пересечь границу без декларирования автомобиля и без регистрации на временный ввоз. Некоторым также понравилось, что армянский номерной знак давал иммунитет от дорожных камер. Кроме того, не нужно было платить российский транспортный налог. В какой-то момент таких автомобилей стало очень много, а в 2020 году к их владельцам начались массовые претензии со стороны ГИБДД и таможенных органов.
«В большинстве случаев автомобили с армянскими номерами принадлежат гражданам РФ, постоянно проживающим в РФ. Электронные полисы, насколько мне известно, на такие автомобили не выдаются. Ограниченный круг страховых вопросов в бумажной форме. Но поскольку здесь есть момент, что машина зарегистрирована в другом государстве, но принадлежит гражданину России, то страховщики используют повышенные коэффициенты», — комментирует эксперт в области международного права, юрист Юрий Демин.
Внутренний приказ или запрет программы
При оформлении через Е-Гарант 95% страхователей получают ОСАГО. Остальные 5% — это отказы из-за неправильного ввода данных или недействительных документов, рассказал «Известиям» источник в страховом брокерском бизнесе.
Алгоритмы сайтов страховых компаний, по словам источника, настроены таким образом, чтобы отсеивать нерентабельные категории граждан. Из десяти заявок из «несегмента» одобряют только три, а семь перенаправляют в «Е-гарант» для передачи заявки в другую страховую компанию. Таким образом, общее количество убыточных пользователей равномерно распределяется между всеми страховыми компаниями.
В «несегмент» входят молодые водители в возрасте до 23 лет и с общим стажем вождения менее трех лет, а также такси, мотоциклы, спецтехника и грузовые автомобили, находящиеся в собственности физических лиц. У этих категорий водителей также будут проблемы с офлайн-регистрацией полиса. У многих страховых агентов есть запрет на выдачу «несегмента» — это может быть внутренний приказ или бан программы. Если брокер или страховой агент продолжит работу с такими клиентами, его могут оштрафовать, лишить бонусов или даже расторгнуть договорные отношения, сказал источник.
"приходи завтра"
В офисах тоже есть негласное правило не выдавать полисы на убыточные категории. Под любым предлогом менеджеры попытаются сопроводить такого водителя до выхода.
«Способов может быть много: «приходите завтра», «у нас закончились полисы», «база не работает» и т. д. Если человек умный, он попросит письменный отказ. Скорее всего, в этот момент руководитель поймет, что лучше оформить полис и не вступать в конфликтную ситуацию, так как он не имел права отказать человеку. Если страховой представитель стоит до последнего, автовладелец просит аргументировать, почему ему отказали в письменной форме. Если опять отказ, то пишет претензию с содержанием: «Прошу разобраться. Я, меня зовут, пришел в офис для того, чтобы получить полис ОСАГО», и требуют поставить входящий номер. Потом ему отвечают исходящим номером, а с ним уже можно идти в суд или, чаще всего, за свой полис ОСАГО, так как в ответ вы получите вежливое приглашение в офис для оформления», — заключает источник в страховой. брокерский бизнес.