Ситуации, в которых необходимо установить факт права собственности
Основной целью установления факта владения является необходимость проведения с ним операций, которые могут быть связаны с:
- При продаже, обмене или дарении - для физических и юридических лиц;
- С оформлением залогового кредита, в качестве предмета которого планируется зарегистрировать объект права собственности;
- С легализацией бизнеса юридических лиц, в ходе которой необходимо предоставить в уполномоченные органы документы, подтверждающие права собственника в отношении обращения с движимым или недвижимым имуществом.
В соответствии с требованиями нормативных актов установить факт права собственности можно только в ситуациях, когда у заявителя ранее имелся правоустанавливающий документ, но в настоящий момент он утерян или поврежден, и возможности его восстановления нет.
Для быстрого решения вопроса в пользу истца обязательным условием является отсутствие споров о праве собственности. При наличии такого факта дело будет рассматриваться в претензионном порядке делопроизводства, что потребует времени на проведение дополнительного расследования и сбор подтверждающей документации.
Следует отметить, что судебная практика различает понятия собственника имущества и его собственника. Фактический собственник имеет право владеть и распоряжаться и совершать сделки с объектом, а собственник имеет право только пользования до прекращения правоотношений с собственником.
Проведение процедуры
Установить факт владения и подтвердить права пользования имуществом можно в арбитражном суде, в который собственник должен обратиться с заявлением. Судебная организация выбирается заявителем по месту его регистрации или в районном отделении по адресу, где находится имущество.
Установление факта владения и пользования недвижимым имуществом осуществляется в несколько этапов:
- Подача заявления в суд.
- Подготовка сопроводительной документации в виде заявления.
- Подача документов в арбитражный суд.
- Проведение делопроизводства по обычной схеме или с необходимостью дополнительного выяснения обстоятельств.
- Получение решения суда.
- Регистрация права собственности, если имущество подлежит такой процедуре.
Нюансы и особенности
Перед обращением в судебные органы следует проанализировать сложившиеся ситуации, которые могли бы способствовать быстрому решению вопроса. При этом необходимо учитывать обстоятельства, которые могут отягощать делопроизводство, до их выяснения:
- Возраст приобретения имущества.
- Возможность сбора доказательственной документации, свидетельствующей о факте перехода объекта в собственность.
- Отсутствие информации о местонахождении совладельца.
- Возможность восстановления документации, подтверждающей права собственности, в случае ее утери или приведения в негодность.
- Конфликт между совладельцами имущества.
Основным условием рассмотрения дела с учетом интересов заявителя является соблюдение действующего законодательства, сфера действия которого связана с Гражданским кодексом и нормативными правовыми актами, касающимися обращения с движимым и недвижимым имуществом. Предоставив суду полный комплект доказательств, вы сможете значительно сократить время делопроизводства.
Составление заявки
Заявление об установлении факта права собственности на недвижимое имущество должно содержать разделы:
- «Шапка» документа с указанием наименования суда, данных истца и номера квитанции, свидетельствующей о факте уплаты государственной пошлины за оказанные услуги.
- Основная часть заявки, где необходимо подробно описать обстоятельства дела с указанием даты приобретения имущества, имени продавца, сведений о его контактных данных и возможности проведения запроса на факт покупки. Обязательным условием является упоминание в этой части документа о наличии правоустанавливающей документации. В случае его отсутствия должны быть указаны причины этого события.
- Правовая позиция, при которой необходимо юридически обосновать свои требования ссылкой на конкретные законодательные нормы, их разделы и статьи.
- Список заинтересованных лиц, участвующих в деле.
- Претензионная часть, где следует отобразить свои требования, включающие в себя не только основную цель заявления, но и сопутствующие операции, помогающие выяснить обстоятельства, такие как допрос свидетелей, составление запросов и предоставление документации, другими лицами.
- Подпись и дата.
- Заявление, которое должно содержать копии паспорта, идентификационный код заявителя, сведения о наличии или отсутствии других сособственников, квитанцию об оплате государственного имущества, расписки, чеки, гарантийные талоны на имущество, выданные продавцом на момент его покупки.
Грамотно составленное заявление об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, а также полностью заполненное приложение к нему в виде документов являются гарантией быстрого и беспроблемного решения вопроса в вашу пользу.
Гражданский кодекс регулирует регистрацию прав собственности в государственном реестре.
Отдельные категории имущества требуют специальной регистрации. Организация, на которую возложены полномочия на проведение данной процедуры, по требованию правообладателя обязана выдать соответствующую документацию о зарегистрированном праве владения и пользования.
[smartcontrol_youtube_shortcode key="регистрация прав на недвижимость" cnt="1" col="1" shls="false"]
Вам не нужно тратить свое
время и нервы- опытный юрист возьмет на себя решение всех ваших проблем!