Как определяются потребительские свойства товаров?
Выявляются основные группы потребительских свойств изделий в рамках различных проверок, испытаний и исследований.
Тип исследования | Что раскрывается? |
Лаборатория (физико-химическая) | Чаще всего используется по отношению к еде. Лаборанты определяют, присутствуют ли в пище вредные вещества, насколько она калорийна, какие витамины и минералы в ней содержатся, каким категориям людей ее не рекомендуется употреблять (например, аллергикам, диабетикам). |
Потребитель | Производители или магазины изучают спрос на тот или иной товар непосредственно у покупателей. Могут проводиться опросы, сбор отзывов, дегустации или семинары. По результатам исследования предмет может быть доработан в соответствии с ожиданиями потребителей. |
Эксперт | Оценку вещи дает эксперт, обладающий специальными знаниями. Например, для оценки свойств смартфона приглашается технический эксперт, который визуально осматривает электронику, проводит серию испытаний и дает заключение, соответствует ли она стандартам, ГОСТам и ожиданиям потребителей. |
Измерение | Этот метод исследования считается наиболее объективным, так как заключается в регистрации данных в процессе эксплуатации того или иного предмета. Однако измерительные исследования требуют много времени и средств — собрать экспертную группу, закупить дорогостоящее оборудование для оценки. |
Оцененный | Чаще всего используется на этапе создания прототипов или проектов. Использование различных формул, графиков помогает определить, какими функциями и какими потребительскими свойствами будет обладать новый продукт. |
Регистрация | Используется в рамках контроля качества товаров. Для получения результатов часто необходимы длительные наблюдения. Могут фиксироваться результаты различных испытаний вещи, количество жалоб потребителей на нее, сертификация и другие показатели. |
Органолептический | Самый простой, но самый неточный метод, который, тем не менее, поможет определить, соответствует ли товар заявленным потребительским свойствам. В этом исследовании используются органы чувств человека. Например, специфический запах еды подскажет покупателю, что она просрочена, что она испортилась из-за неправильного хранения. Осмотр поможет выявить дефекты бытовой техники (например, сколы, вмятины). |
Зачем нужно знать о потребительских свойствах?
Информация о потребительских свойствах товаров необходима по следующим причинам:
- Гражданин сможет выбрать лучшее для себя. Получится сравнить множество аналогов конкурентов и определить, что больше нравится вам по соотношению цена/качество.
- Предприятия смогут получить надежное оборудование, материалы и сырье для дальнейшего оказания услуг и выполнения работ.
- Сокрытие важной информации о товаре является ключевым основанием для расторжения договора купли-продажи, возврата денег и взыскания убытков, возмещения морального вреда.
- Утрата товарных характеристик является одной из причин непринятия купленного товара к возврату в магазин.
Судебная практика по информированию потребителей
Как было сказано ранее, знание потребительских свойств товаров и услуг является одним из основных прав граждан. Сокрытие информации может привести к ответственности продавца или подрядчика. Произошло это в рамках дела № 89-КГ17-10, которое рассматривалось Верховным Судом РФ, когда банк при выдаче кредита скрыл от клиента, что в него включена страховая выплата в сумме заемных средств. средства.
Клиент в 2014 году оформил кредит на 231 тыс. руб. под 28% годовых. Однако банк, не прописав этого в договоре и не уведомив клиента каким-то иным способом, за счёт заёмных средств оплатил услуги страхования почти на 30 тыс. руб. Заёмщик потребовал расторжения этого навязанного договора и возврата денег.
Суды встали на сторону гражданина. С банка взыскана сумма наложенной страховки, проценты за пользование кредитом, которые были завышены, так как в кредит включены расходы на страховые услуги, проценты за пользование чужими денежными средствами. Также банк был оштрафован и взыскал с него компенсацию морального вреда в пользу мужчины.
Часто задаваемые вопросы
++++Мнение эксперта
Потребительские свойства товара, работы или услуги являются ключевым критерием оценки их качества и функциональности. Чтобы сделать выбор в пользу того или иного товара, покупатель или заказчик должны детально знать, что им предлагают продавцы или подрядчики. Единой классификации характеристик не существует.