Международные требования
Конвенция ООН о правах ребенка, как международный документ, признает все права человека в отношении детей в возрасте от 0 до 18 лет. В целях обеспечения права ребенка на образование предоставляется бесплатное образование, принимаются меры по обучению как можно большего числа детей, предупреждению случаев неграмотности и выхода из образовательной организации.
Декларация ООН о правах ребенка также указывает, что образование должно быть бесплатным и обязательным. Благодаря воспитанию дети должны быть культурно развиты, иметь собственные суждения, осознавать моральную и социальную ответственность перед обществом. Ответственность за воспитание и обучение ребенка лежит на родителях и государстве.
Требования российского законодательства
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» перечислены основные права обучающихся:
- Выбрать организацию, осуществляющую образовательную деятельность, форму обучения и обучения;
- Выбирать факультативные и факультативные предметы, курсы, дисциплины (модули);
- Уважение человеческого достоинства, защита жизни и здоровья, защита от всех форм физического и психического насилия, личных оскорблений;
- Свобода совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
- Для перерывов на отдых;
- Для перевода в другую образовательную организацию;
- Участвовать в управлении образовательным учреждением в порядке, установленном его уставом;
- Развивать свои творческие способности и интересы, в том числе участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, спорте, спортивных мероприятиях, соревнованиях;
- Для поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной и иной деятельности.
При этом на учащихся возлагаются следующие обязанности:
- Добросовестное освоение образовательной программы, сдача выпускных и аттестационных экзаменов;
- Выполнение требований устава, правил образовательной организации;
- Соблюдение дисциплины;
- Уважать честь и достоинство других обучающихся, работников образовательной организации, не препятствовать другим обучающимся в получении образования;
- Уважение к имуществу учебного заведения.
Эти действия возможны на добровольной основе и с учетом мнения родителей.
Правила поведения в общеобразовательном учреждении
Учащиеся школы должны придерживаться следующих правил:
- Выполнять разумные и законные требования работников образовательного учреждения;
- Поддерживать чистоту в классе, не наносить вред школьному имуществу;
- Учитесь добросовестно;
- Уважать честь и достоинство учащихся, учителей и других работников школы;
- Иметь все необходимое (канцтовары, учебники, тетради и т.д.) для учебы;
- Приходить на занятия вовремя согласно установленному расписанию;
- Не проносить в учебное заведение и на его территорию оружие, взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся, химические, отравляющие вещества, алкогольные напитки, табачные изделия, любые одурманивающие и наркотические средства, яды, таблетки;
- Не покидать школу и не покидать ее территорию без разрешения учителей;
- Не пропускай занятия;
- Ведите себя достойно и культурно в школе и за ее пределами;
- Не курите в школе и на ее территории, не используйте нецензурные выражения и жесты;
- Во время урока не пользоваться телефоном, другими гаджетами, не мешать процессу обучения громкими разговорами или любым другим способом;
- На уроке выполнять требования учителя, не покидать класс без его разрешения, поднимать руку перед обращением к учителю;
- Защищать свои взгляды и убеждения в общении со сверстниками правильно и достойно.
Психическое насилие над детьми в школе недопустимо. Это включает в себя:
- Открытое неприятие и постоянная критика, угрозы, оскорбления;
- Физическая или социальная изоляция;
- Выдвижение требований к ребенку, не соответствующих возрасту или способностям.
Школьные конфликты и пути их решения
Конфликтные ситуации в образовательной организации являются следствием разницы в восприятии.
Наиболее распространены ценностные конфликты между детьми, особенно в подростковом возрасте, связанные с их системами ценностей и убеждениями. Основой разрешения этого типа конфликтов является толерантность. Родители и педагоги должны развивать его в своих детях, ведь именно благодаря толерантности человек может учитывать иную систему ценностей. В разрешении конфликтов эффективно убеждение собственным примером.
Личностно-психологические конфликты возникают между сверстниками, между учениками и учителями. Основная причина – стремление к самоутверждению, лидерству, разница характеров. Разрешению конфликтов способствуют тренинги, групповые и индивидуальные курсы терапии. Сотрудничество студента и преподавателя в обсуждении проблемы, совместный поиск путей ее решения способствуют разрешению конфликта.
Воспитатель может исправить конфликт, перенаправив энергию ребенка на рисование, спорт, танцы, что поможет снизить агрессию и эмоциональное напряжение.
Студентам важно знать свои права, уметь ими правильно пользоваться, не причиняя вреда и не забывая о своих обязанностях. Отстаивание своих прав должно сочетаться с уважением прав других и не должно приводить к конфликтам.