klassnospb.ru
Главная »

Ребенок плохо себя ведет в школе. Как поговорить с учителем?

Образование

Ошибки школьных переговоров

Для конструктивного взаимодействия очень полезно избегать оценок, обобщений, обвинений и оперировать фактами.

Оценки, обобщения и обвинения:

  • Онувас жесток и плохо образован.
  • Неадекватно ведет себя на уроке.
  • Он никогда меня не слушает.
  • Ничего себе, урок беспорядок.
  • В вашей школе опасно находиться.

Это факты:

  • Вчера он ответил девушке на обидное слово ударом по лицу.
  • На прошлой неделе ответ на вопрос "Почему вы не пишете тест?" сказал "Адите вынафиг".
  • Вчера на уроке математики одноклассники бросили рюкзак моего сына.
  • Когда дети дрались в раздевалке, вокруг не было ни одного взрослого.

Разговаривая со школой или другими родителями, важно помнить о целях общения. Цель общения ни с кем не ограничивается:

  • Докажите им всем, что они идиоты;
  • Заставьте их принять мою точку зрения, потому что я лучше, круче, умнее;
  • Продемонстрировать им, что никто не может безнаказанно сказать моему ребенку ничего плохого;
  • Узнай, что еще там делал этот подонок, и устрой ему на родине конец света;
  • Выясните, кто виноват, накажите его или отомстите ему.

Цель общения – вместе найти решение объективно существующей проблемы и помочь ребенку, которому тяжело вместе.

Если школа и родители совместно анализируют ситуацию, в которой кому-то причинен вред (моральный, материальный, физический), то это должно быть, прежде всего, возмещение ущерба, извлечение уроков и предотвращение подобных ситуаций в будущем.

Как наказать виновного, должно определяться именно этим: какие уроки он может извлечь, кто и как возместит ущерб, что нужно сделать, чтобы этого больше не повторилось. Именно эти соображения, обезболивание гнева, затуманят глаза жертвы (его родителей, если пострадал ребенок).

Если обвиняемым оказался ребенок, ему обязательно нужен адвокат, и здесь позиция адвоката является наиболее подходящей для родителя. А именно адвокат, пособник: выгораживать, лежать вместе, отрицать то, что на самом деле было сделано, — педагогически ошибочная политика.

Как договориться со школой

Основная задача первого этапа общения — объединить союзников для точного описания проблемы. Если с вами будут союзники, вам будет легче справиться со своими нервами: чувством вины, гневом, досадой, яростью.

Если точно описать проблему (ребенок на уроке не может справиться со своими эмоциями, учитель не может каждый раз отвлекаться, чтобы успокоить его, учитель еще не нашел методов эффективной борьбы с этими эмоциями) - можно будет разработать более подробный план решения проблемы.

Если на этом этапе все идет гладко, школа, родители и ученик садятся за стол переговоров и выясняют:

  • Какие именно трудности у ребенка?
  • Какие ресурсы школа, родители могут привлечь для решения проблемы, что может сам ребенок.

Далее будет необходимо:

  • Создайте план сотрудничества
  • Разделите обязанности: кто за что отвечает;
  • Установить этапы его реализации,
  • Выясните, как будет измеряться прогресс,
  • Назначьте режим последующих встреч для корректировки плана,
  • Запишите обязательства, взятые на себя каждой стороной.

То есть необходимо договориться, чтобы точно зафиксировать, желательно в письменной форме.

К сожалению, в реальности это достаточно сложно для родителей и школы, такого опыта почти нет, и даже если у всех участников процесса есть добрая воля и желание найти решение, то приходится идти методом проб и ошибок. Вот несколько шагов, которые может включать разговор с учителем или другим представителем школы.

Обсуждаем проблемы ребенка, любой диагноз

Не думаю, что во всех случаях правильно сообщать в школу о диагнозе ребенка. Если вы уверены, что педагоги понимают проблему, знание диагноза позволит им лучше понять ребенка и грамотно построить программу помощи ему, то смело сообщайте. Если вы хотите пожалеть учителя или директора, взывая к кому-то о пощаде, то не надо. Чем меньше вы доверяете учителю, чем меньше вы верите в его способность понять, что происходит с ребенком, тем меньше вам нужно делиться с ним медицинской информацией. Последствия могут быть самыми плачевными.

На нашем форуме были случаи, когда педагоги публично объявляли ребенка ненормальным, заявляли перед всем классом "что взять - невропатолога научишь", сообщали родителям, что ребенка надо сначала вылечить, а потом приносить в класс ( в отношении детей с СДВГ рекомендация абсолютно бессмысленна).

Мой собственный опыт тоже неутешителен: однажды я решил сообщить учителю ребенка диагноз (на тот момент ММД - минимальная мозговая дисфункция), учитель посчитал это "фатальной умственной отсталостью" и ответил: "Если ваш ребенок - идиот , отправьте его в школу для идиотов". А когда я плакала, она набирала: "Ну, если мать истеричка, то откуда нормальный ребенок будет?"

Сейчас я уже матёрая мама: проработала мамой школьников 18 лет подряд - со дня, когда старший пошел в школу, до дня, когда младшая её закончила. Теперь я бы уже не плакала, а наговаривала на директора с письменным заявлением о неэтичном поведении учителя. Но далеко не каждая мама способна сохранять самообладание в такой ситуации.

Как слушать учителя

Выразите готовность обсудить проблему с учителем и вместе искать решение. Уже на этом этапе можно выразить свое сочувствие и понимание учителю, что ему тяжело.

Внимательно слушайте преподавателя: не перебивайте его, пусть расскажет все, что хочет, запишите самое важное и ваши вопросы.

Задавайте уточняющие вопросы. Вы замечали, когда ваш ребенок отвлекается? Бывают ли моменты, когда он не отвлекается, а работает на уроке? Почему это связано? Реагирует ли он на слова каждого из одноклассников или кого-то конкретного?

Что ты имел в виду, когда сказал "он все время промахивается"? Посмотрим, сколько у него передач. Говорили "она чуть-чуть - и слезы"; В каких случаях она плакала в последнее время?

Что значит «неадекватно реагировать»? Выясни, что в это понятие вкладывает учитель (качаться на стуле, когда его просят не качаться, или качаться на люстре и выплевывать оттуда разжеванную булочку? Понятия уместности у учителей сильно отличаются).

Если описана драка, постарайтесь выяснить, что ее спровоцировало, где это произошло, как развивались события.

Если учитель жалуется, что ребенок «ничего не делает на уроке», выясните на всех уроках или на некоторых, какие виды работ он игнорирует с особым упорством, что у него получается, что нет; в каких местах урока начинает шалить - то есть осторожно подводить оппонента к выводам, которых вы хотите добиться: вторая половина урока, конец дня, скучная письменная работа...

Выясните, ведет ли он себя так со всеми учителями или есть те, перед кем он держит себя в руках; выяснить, в чем причина (в ряде случаев таких учителей можно даже привлечь в качестве союзников и посредников в диалоге).

Помните о целях общения, не отклоняйтесь от него сами и не давайте отклоняться учителю.

Теперь попробуйте отсечь оценочные суждения и выявить факты. Можно даже кратко резюмировать: «Так, как и в Японии, Саша легко возбуждается и трудно успокаивается при возбуждении — шумит на уроках и беспрестанно, если его об этом попросить». Или: «Как говаривал Япония, минут через десять после начала занятия, если оно проходит в привлекательной форме, Настя перестает слушать, начинает смотреть в окно, шептаться с соседкой и рисовать в тетради». Или: "Как японец, Гриша назвал Митю нецензурным словом, а Митя прыгнул на него, повалил на пол и несколько раз ударил кулаком. Мальчишки в классе часто называют Митю этим словом, и каждый раз он бурно реагирует ." Чем лучше описана проблема, тем ближе решение.

Можно ввести дополнительные условия для уточнения: "Новости уже начали подавать материал, да? Атут он входит и говорит с вами одновременно?".

Можно перебрать варианты: "А если молча держать его на месте, непрерывный урок, а потом сказать по очереди? А если в момент, когда он начнет кричать, отправить его мочить тряпку в сортире?"

Как сформулировать позицию учителя самостоятельно

Определив, чего хочет учитель, сформулируйте это: «вы хотите, чтобы Саша был тише на уроке»; 'чтобы мальчики перестали дразнить Митю, Митя извинился перед Гришей и научился не реагировать на провокации'; "для работы Насти на уроке".

Убедитесь, что вы правильно поняли учителя, и в этом проблема. Возможно, преподаватель на этом этапе скажет «Я просто не знаю, что делать», и это подходящий момент для ответа «Я понимаю, как вам должно быть тяжело».

Мягко, но твердо пресекайте попытки учителя навесить ярлыки на вас и ребенка и задавайте риторические вопросы вроде «Вы когда-нибудь стреляете?» или «Да, когда ты прочитал последнюю книгу?». Оценка личности ребенка, оценка ваших родительских способностей, оценка себя точно не входит в обязанности преподавателя и в сферу его компетенции. «Вернемся к задаче на уроке», — спокойно отвечаете вы.

После этого можно сформулировать свою позицию:

  • «Саше трудно контролировать свои чувства, ему нужно помочь успокоиться, попробуем понять, как это можно сделать, не нарушая хода урока»;
  • «Митя болезненно реагирует на обзывания, ему было бы легче, если бы он чувствовал вашу поддержку в школе; крайне важно, чтобы вы показали классу недопустимость такого поведения; я со своей стороны обещаю обсудить с Митей, как иначе можно вести себя в этой ситуации, не теряя достоинства";
  • «У нее маленькая продолжительность концентрации внимания, и ей трудно принимать развлекательные мероприятия. Она лучше справляется с чередованием занятий. Можем ли мы придумать что-нибудь, чтобы помочь ей сосредоточиться на лекции? Например, дайте классу список вопросов, которые им нужно ответить». услышать ответы и записать их?Или сделать серию иллюстраций к лекции?

Будьте готовы к тому, что учитель ответит вам классической фразой «Много, а одна». На это вы можете ответить (спокойно и очень любезно), что вы говорите неиндивидуальный подход к каждому ученику, только для того, чтобы переключить вашего ребенка на какую-то конструктивную работу.

Обязательно спрашивайте не только о том, что плохо, но и о том, что хорошо: в чем ребенок преуспевает, какие у него способности, за счет чего он может добиться успеха. Это, кстати, иногда открывает учителю глаза на то, что у ребенка, оказывается, действительно есть что-то хорошее.

Можно спросить у учителя, не рекомендует ли он какие-либо другие занятия, которые ребенок может делать лучше, другие способы подачи материала. Например: «Моя дочь быстро устает, теряет нить рассуждений; может здесь можно как-то осторожно вернуть ее в работу? У нее трудности с запоминанием написания английских слов, что посоветуете? можно вас попросить не ставить 2 в диктанте, а просто поставить "см"? Должны ли мы представить материал в какой-то другой форме хотя бы в этом квартале?

Итак, в процессе разговора о поведении ребенка или проблемах со школой мы солидаризируемся с учителем, обрисовываем проблему, вместе ищем решения и намечаем план. Из чего может состоять этот план, в следующий раз.

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное