klassnospb.ru
Главная »

Школьные оценки устарели: 4 аргумента против оценок

Гражданское право

Доказательства того, что оценки не нужны

Вот четыре аргумента против рейтингов, которые приводит Дмитрий.

  1. Школьные оценки провоцируют конфликт. Современная оценка - это всего лишь возможность сравнить Васю с Петей. Почему конкуренция важна в школах? Чтобы Петя считал себя хуже Васи? Может быть, ему просто нужно по-другому преподнести материал, дать ему больше времени на раздумья, и он тоже получит хорошие оценки? Волошин убежден, что современная школа нуждается в неконкуренции и сотрудничестве.
  2. Оценка создает стандарт там, где его нет. Целью балльной системы является проверка студента на соответствие нормативу. Неважно, 4 балла у него из 5 или 8 из 12 — это все равно определенный процент соответствия нормативу. То есть балльная система подразумевает наличие некоего идеального варианта выполнения задания, к которому нужно стремиться.

Надо ли говорить, что такая система совершенно непригодна для оценки творческой работы? Не существует стандартного исторического эссе, литературного произведения или даже исследования в области фундаментальной физики. В основе всего этого лежит творческая мысль, стандартного творчества нет.

  • Отметки - причина прогула. Оценки вызывают желание их не получать. Родители больше ругают задвоиков, чем хвалят пятерок. Здесь работает элементарная логика: если можно написать реферат и получить еще два, то лучше вообще не писать. Здесь мы получаем «хитрое воспаление» перед каждым контролем.

Страх быть наказанным за плохую отметку — главный стимул прогуливать занятия. Плохая погода на улице.

Возможно, готовясь отругать ребенка за строительство, стоит лишний раз задуматься о том, зачем он ходит в школу. Пятерки или знания? Это разные вещи. Для кого-то четверка - хорошая оценка (например, человек давно болеет и наверстывает упущенное), а кому-то и пятерки мало - если человек щелкает олимпиадные задачи как семечки.

  • Оценки не учат вас делать ошибки. Наконец, в оценках есть гораздо более серьезная проблема, чем прогулы. Унас лучшим учеником считается тот, кто не делает ошибок.

Школа наказывает за ошибки. По мнению Дмитрия Волошина, это создает принципиальное противоречие в самой идее обучения:

«Чтобы учиться, нужно ошибаться, другого пути нет. Студент или школьник написал работу, скинул учителю. Он отвечает: "Хорошо написали, я даже знаю, откуда накатали. Новот здесь, здесь и здесь я бы сделал вот так". Так учится человек. Ашкола все одиннадцать лет выбивал малейшее право на ошибку. Потом человек приходит в университет и узнает, что облажаться – это абсолютно нормально.

Можно ли заставить детей учиться без оценок?

Вот что говорит учитель физики, лауреат образовательных премий, основатель Межшкольного центра изучения астрономии Татьяна Балебанова:

«Мне кажется, полностью отменить оценки в школе пока невозможно. Какими бы интересными ни были уроки, мотивировать детей учиться достаточно сложно. Только потому, что им нравится урок, не все будут учиться.

Конечно, системе лучше поощрять, а не наказывать. Потому что сейчас, если отличник выполняет все задания хорошо, он привыкает к современности и не чувствует отдачи. Постепенно он перестает серьезно относиться к учебе.

Если отменить оценку, нужно ввести какую-то систему вознаграждения. Но есть сложности, так как дети сейчас все более меркантильны. В хорошем смысле. Они понимают свою выгоду, умеют ее оценить. Получается, что нужны дополнительные функции. Например, участие в интересных поездках, экскурсиях и других мероприятиях.

Нынешняя система оценивания может быть изменена таким образом, чтобы она не была травмирующим и образовательным препятствием. Например, сделать гибкую систему ретейков. Если ученик знает, что контроль не единственная попытка, он не будет так бояться двойки. Более того, это дает возможность разобрать ошибки, проработать их и лучше понять материал. Я стараюсь всегда давать возможность исправить оценку. Но это не предусмотрено действующей системой.

Как родитель может понять, хорошо ли учится ребенок без оценок?

«От оценок очень легко избавиться, — предлагает свой вариант вместо оценок Дмитрий Волошин. Например, у вас есть предмет, который изучается несколько лет. Год состоит из кварталов, четверть недель. Каждую неделю проводится одно контрольное мероприятие. Оценил - сдал/не сдал. Либо прошли, либо нет. И это логично - пока не сдашь "А", нет смысла изучать "Б".

В этом случае родителям и педагогам легко контролировать, на каком этапе образовательной траектории находится ребенок. Таким образом, способный к предмету учащийся может быстро пройти все и завершить программу за одну четверть. Другой может потратить на его развитие целый год — в комфортном для себя режиме.

«Когда мы пытаемся заставить всех учиться с одинаковой скоростью, я вижу в этом что-то странное, потому что люди не одинаковы по своей природе», — объясняет Волошин. -Чтобы понять, хорошо ли учится ваш ребенок, лучше поинтересоваться у него, чему он научился в школе.

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное