klassnospb.ru
Главная »

Суды по защите прав потребителей: куда обращаться и как подать иск?

Судопроизводство

В какой суд подается иск о защите прав потребителей?

В первую очередь нужно определиться, куда именно обращаться - судов в России много. При этом необходимо руководствоваться правилами, основанными на ГПК РФ и Постановлении Пленума ВС РФ № 17 от 2012 г. Они гласят следующее:

  1. Поскольку истец является обычным гражданином, а приобретаемый товар или заказанная услуга не связаны с осуществлением коммерческой деятельности (иначе не может быть применен Закон РФ «О защите прав потребителей»), то следует обратиться в суд общей юрисдикции.
  2. Территориально можно обращаться как по месту жительства истца, так и по месту регистрации контрагента (фирмы или ИП).
  3. Уровень суда зависит от суммы иска.

Последнее требует особого внимания. Юрисдикция зависит от суммы всех сумм, которые истец хочет взыскать:

  • Если менее 50 тысяч рублей - необходимо обратиться к мировому судье;
  • Если больше - в районный суд.

Также в районный суд необходимо всегда обращаться, независимо от суммы, если истец заявляет следующее:

  1. Неимущественный характер. Например, если истец хочет не только (или не сколько) получить деньги, а заменить товар или получить качественную услугу.
  2. Имущественного характера, но в то же время не поддающегося однозначной оценке.
  3. О возмещении морального вреда.

Как подать иск

Исковое заявление в суд любого уровня должно соответствовать требованиям ст. 131 ГПК РФ. В этой статье указано, что исковое заявление должно быть составлено только в письменной форме, и оно должно содержать следующие сведения:

В какой суд подается иск о защите прав потребителей?

  1. Название суда или судебного округа магистрата, куда заявитель подает заявление.
  2. Информация о заявителе. Для гражданина это будут ФИО, адреса регистрации и фактического проживания. Последнее необходимо для того, чтобы суд мог отправлять повестки и другие документы по почте. Кроме того, в претензию могут быть включены номера телефонов, адреса электронной почты и другая контактная информация.
  3. Информация ответчика. Для ИП это будет наименование, для организации – наименование и указание на организационно-правовую форму. Также указывается местонахождение магазина, мастерской или иного предприятия, деятельность которого нарушила права потребителя.
  4. Характер нарушения. Здесь необходимо четко описать, в чем именно заключалось нарушение прав потребителя: был продан некачественный товар, оказана услуга ненадлежащего качества, нарушены сроки возврата, в гарантийном ремонте отказано и т.д.
  5. Обстоятельства, подтверждающие требования истца.
  6. Доказательство. Если это документы (договоры, чеки и т. п.), то к иску должна быть приложена их копия (оригинал предъявляется в судебном заседании и остается на руках у истца), если используются показания свидетелей, затем их данные (в этом случае иск может содержать просьбу о вызове в судебное заседание свидетелей).
  7. Претензионная цена. Он рассчитывается истцом самостоятельно.
  8. Иные требования, заявленные истцом (например, об устранении недостатков товара или о замене товара).

Определение претензий

Размер иска определяется истцом самостоятельно. В него входят все суммы, которые истец просит взыскать с ответчика в свою пользу. В частности, к ним относятся:

  • Стоимость некачественного товара, которую продавец должен вернуть при расторжении договора купли-продажи;
  • Стоимость ремонта, если покупатель, являющийся истцом, произвел ремонт товара за свой счет;
  • Убытки, понесенные истцом в связи с тем, что были нарушены его права потребителя.

Претензии не включают:

  • Возмещение морального вреда, то есть физических или нравственных страданий, испытанных истцом в связи с тем, что были нарушены его права как потребителя. Они рассматриваются судом, хотя и в рамках того же заседания, но отдельно от имущественных требований;
  • Возмещение расходов на оплату труда адвокатов, составивших исковое заявление и представлявших интересы истца в судебном заседании. Они относятся к категории судебных расходов и взыскиваются отдельно;
  • Оплата труда переводчиков, экспертов и иных лиц, если эти расходы понесены в связи с рассмотрением дела в суде. Эти средства также включены в судебные издержки.

Документы, прилагаемые к иску

Кроме самого искового заявления, в суд могут быть направлены и другие документы:

Как подать иск

  1. Квитанция об оплате госпошлины - в случаях, когда она уплачена.
  2. Ходатайства по делам. Например, истец может просить суд вызвать в судебное заседание свидетелей, потребовать от ответчика или третьих лиц доказательства, которые сам истец получить не может. Однако ходатайства не всегда оформляются в виде отдельных документов: эти ходатайства могут быть изложены и в тексте самого искового заявления.
  3. Копии письменных доказательств. Например, к претензии может быть приложена копия договора на оказание услуг, проверки, заключения независимого эксперта и т.п. быть получено незаконным путем).

Государственная пошлина

Действующим законодательством предусмотрена плата за обращение в суд – государственная пошлина. Его размер определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. И здесь действуют следующие правила:

  1. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ, по делам о защите прав потребителей сбор с истцов не уплачивается независимо от исхода дела.
  2. Но если цена иска равна или превышает 1 миллион рублей, уплачивается пошлина (ч. 3 той же статьи). Размер пошлины определяется по общим правилам, но уменьшается на сумму пошлины, соответствующую 1 млн руб. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ эта сумма равна 5200 рублей плюс 1% от суммы свыше 200 тысяч рублей. Так, при подаче иска в защиту прав потребителей на сумму более миллиона госпошлина будет уменьшена на 13 200 рублей.

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное