Правовое регулирование
Существует несколько нормативных актов, регламентирующих установку тахографов на грузовых транспортных средствах и устанавливающих требования к устройствам, обеспечивающим безопасность движения.
Это включает:
Если транспортное средство в соответствии с законодательством должно быть оборудовано тахографом, а этого устройства нет, то за такое нарушение предусмотрена административная ответственность (ст. 11.23 КоАП РФ).
Законодательство меняется каждый год. Так, в 2018 году среди транспортных средств, на которые должны быть установлены регистраторы, были краны и автобусы (маршрутки), выполняющие пригородные пассажирские перевозки. Данные изменения внесены Приказом Минтранса от 26.07.2017 № 277.
Нарушение таких требований перевозчиком приведет к лишению лицензии на осуществление такой деятельности.
Также с 1 ноября 2019 года на основании Закона от 30 октября 2018 года № 386 будут внесены изменения в п. 3 ст. № 20 № 196-ФЗ, согласно которому физические лица, эксплуатирующие грузовые автомобили массой более 3,5 тонн, будут обязаны устанавливать на свои транспортные средства тахографы с учетом всех требований.
Какие грузовики должны быть оснащены тахографом
Категории и типы транспортных средств, которые должны быть оснащены тахографами, перечислены в Приложении № 2 Приказа № 36. Так, в этот перечень входят:
- Транспортные средства, которые используются для перевозки грузов и имеют максимальную массу от 3,5 до 12 тонн (категория N2);
- Транспортные средства, привлекаемые для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 тонн (категория N3).
Закон также предусматривает исключения. Так, не требуется устанавливать устройства на следующие виды транспортных средств (приложение № 2 к Приказу № 36):
- Самосвал, если он эксплуатируется в пределах строительной площадки;
- Транспортные средства, оснащенные специальным оборудованием (подъемники, бетономешалки, коммунальная техника, молоковозы, скотовозы и др.);
- ТС с передвижными лабораториями и телестудиями;
- Автомобили, оборудованные ЕСТР, что необходимо для международных перевозок;
- Пожарные и инкассаторские автомобили;
- ТП органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- Автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок грузов;
- Транспортные средства массой до 3,5 тонн.
Требования к устройству
К оборудованию транспортных средств выдвигаются следующие требования:
- На территории Российской Федерации рейсы могут выполнять автомобили, оборудованные цифровыми устройствами с модулем криптографической защиты информации (НКМ/СКЗИ);
- Если вы планируете выезд за границу, то на транспортное средство должен быть установлен тахограф AESTR.
В странах ЕС идет активный переход на умные тахографы. Процесс осуществляется на основании Регламента ЕС 2016/799. Новые бытовые приборы должны соответствовать следующим стандартам:
- Устройство подключено к спутниковой системе;
- Возможность передачи информации во время полета;
- Возможность вывода данных с тахографа на внешнее устройство в режиме реального времени.
Такие умные тахографы позволят получить удаленный доступ к системе мониторинга транспорта. Изначально регламент предполагает установку новых смарт-устройств на транспортные средства, которые впервые регистрируются в ЕС. В отношении оборудования автомобилей, зарегистрированных в Российской Федерации и осуществляющих международные перевозки, особых изменений в 2019 году не установлено, поэтому требование к грузовым автомобилям о наличии ЕСТР остается в силе.
Основным видом оборудования, которое устанавливается на грузовые автомобили в РФ, являются тахографы с модулем криптографической защиты информации. Такие устройства имеют:
- Съемный криптографический блок;
- Собственное программное обеспечение;
- Модуль памяти.
Контроль за использованием таких устройств возложен на ФСБ, поэтому устанавливать такое оборудование на грузовик можно только в мастерской, имеющей специальную лицензию. Процесс установки тахографа состоит из следующих шагов:
- Сотрудник сервисного центра активирует модуль с помощью цифрового ключа, полученного от ФБУ Росавтотранс.
- Активированный модуль помещается в специальный слот устройства.
- Выбирается место установки в салоне автомобиля (водитель должен иметь к нему легкий и быстрый доступ).
- Устройство подключается к оборудованию грузовика и настраивается, специалист вводит в него характеристики транспортного средства.
Любой тахограф должен иметь:
- Карточки на всех водителей, управляющих транспортным средством;
- Датчик движения;
- Датчик звукового или визуального оповещения;
- Антенны для передачи сигналов GSM/GPRS, если они предусмотрены;
- Программы, криптограммы для функционирования систем ГЛОНАСС и GPS.
Перед началом поездки водитель активирует устройство с помощью личной карты, а после окончания снимает ее.
Ответственность за нарушение закона
Ответственность за нарушение требований по оснащению грузовых транспортных средств тахографами предусмотрена в таких случаях (статья 11.23 КоАП):
- Отсутствие устройства в транспортном средстве, если его наличие предусмотрено законодательством;
- Тахограф вышел из строя;
- Оборудование намеренно отключено;
- Водитель транспортного средства нарушил требования режима вождения и отдыха;
- На оборудовании отсутствует пломба, предотвращающая вмешательство в его работу извне;
- Устройство установлено на базе системы ЕСТР, но разрешения на международные полеты нет.