Понятие административных правонарушений и их квалификации.
Для правильной квалификации правонарушения законодатель закрепил его понятие в КоАП РФ. В статье 9 настоящей кодификации норм права указано, что проступком в рамках правоотношений, подпадающих под регулирование административного закона, является противоправное деяние, выражающееся в действии или бездействии, совершенном умышленно или по неосторожности, нарушает или посягает на общественный порядок, объекты собственности общества, свободы личности и права граждан Российской Федерации либо на порядок управления, предусматривающий применение административной ответственности за нарушение.
Из этого определения можно выделить следующие квалификационные признаки представленной категории проступка:
- Это должен быть акт гражданина;
- Действие может быть представлено действием или бездействием;
- Он должен быть виновен;
- Нарушает или может нарушить при отсутствии реакции правоохранительных органов общественно значимый общественный порядок;
- Объектом посягательства или нарушения могут быть также права и свободы человека, объекты общественного значения или процедуры управления;
- Административное законодательство предусматривает определенную санкцию за такое деяние.
Основные признаки административного правонарушения.
Для более подробного описания сущности административных правонарушений необходимо углубиться в каждый из вышеперечисленных признаков.
Для наступления негативных последствий для правонарушителя не обязательно совершение им активных действий, может быть, наоборот, игнорирование необходимости действовать определенным образом, предусмотренным нормами права. К первому варианту относится, например, порча общественного имущества (разбитый гражданином уличный фонарь), а ко второму варианту – нарушение правил торговли отдельными категориями товаров (реализация алкогольной или табачной продукции несовершеннолетним) или ПДД. (превышение скорости, остановка в непарковочной зоне и т.п.). ).
Виновность проступка означает, что человек с психической точки зрения оценивает свои действия и хочет или не хочет наступления определенных негативных последствий. При наличии желания и наличии противоправного действия вина признается умышленной, при наличии действия или бездействия, но отсутствии стремления к определенным непосредственным последствиям вина квалифицируется как неосторожная.
Общественное значение такого акта означает, что он нарушает или причиняет вред правоотношениям, находящимся в сфере регулирования государственных ведомств и органов, и влечет за собой ответственность.
Наказание деяния нормами административного права означает его наказуемость, т.е. наличие в Кодексе об административных правонарушениях определенных норм, закрепляющих применение конкретных санкций за данный вид действий, имеющих противоправный характер.
Только при наличии всех вышеперечисленных выявленных признаков в соответствующем толковании деяние физического лица может быть признано административным правонарушением и повлечь за собой применение к нарушителю мер административного взыскания.
Виды административных правонарушений
Классификация всех административных правонарушений может быть представлена в зависимости от разных квалификационных признаков. Наиболее распространенным из них является категорирование проступков в зависимости от сферы правоотношений, порядок которых нарушен или ущемлен.
Выделить:
- Правонарушения в сфере трудовых отношений (отказ в предоставлении разрешения на участие в выборах или референдуме);
- В сфере охраны здоровья граждан (побои);
- В сфере сельскохозяйственных правоотношений;
- Посягательство на общественную собственность;
- В области охраны ветеринарно-санитарной безопасности (Сокрытие информации о внезапной гибели или массовом заражении животных);
- Охранные правоотношения в области охраны природы, природных ресурсов и их использования, памятников истории, культуры и архитектуры и др. (повреждение земель, загрязнение водных ресурсов);
- В сфере транспортных правоотношений, правоотношений связи, связи (Нарушение требований авиационной безопасности);
- Нарушение общественного порядка в сфере правоотношений строительства, различных видов промышленности, энергетических ресурсов и топлива (Самовольное занятие земельного участка);
- Правонарушения в сфере регулирования жилищных отношений, коммунального хозяйства и благоустройства территории (Нарушение электрических сетей);
- Нарушения в сфере общественного порядка и безопасности;
- Сферы торговли, оказания платных услуг, общественного питания, деятельности крупных и мелких предпринимателей;
- Посягательства на стандартизированный управленческий порядок;
- Незаконные действия в части выдачи сертификатов на отдельные виды деятельности, определение и контроль качества продуктов питания и общественного хозяйственного использования, государственных стандартов и метрологии.
Понятие административных санкций и их виды
Штрафы, как виды административно-правовой ответственности, представляют собой насильственное наступление для правонарушителя негативных последствий, предусмотренных официальным законодательством и направленных на воспитание правонарушителя и предупреждение повторения проступков с его стороны и со стороны третьих лиц (иных граждан).
Воспитательные цели административных взысканий направлены на:
- Соблюдение и уважение закона;
- Понятие социальной ценности, ответственное отношение к ней;
- Соблюдение правил социального сожительства;
- Негативное отношение к повторному совершению данного и других виновных наказуемых правонарушений.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены следующие виды административных взысканий:
- Отлично;
- Исправительная работа;
- Изъятие предмета с последующей компенсацией;
- Написанное предупреждение;
- Лишение специальных прав;
- Бесплатная конфискация товара;
- Арест.
Самая простая мера пресечения – письменное предупреждение. Применяется сотрудниками правоохранительных органов по отношению к гражданам, впервые совершившим правонарушение небольшой тяжести (например, распитие спиртных напитков в общественных местах, курение в неположенном месте и т.п.).
Наиболее серьезной санкцией считается арест на срок до пятнадцати суток (например, невыполнение требования сотрудника полиции об остановке движения транспортного средства после совершенного водителем нарушения ПДД).
Решение о размере и типе админ. взыскания принимает руководитель сотрудника правоохранительных органов, составивший протокол о соответствующем нарушении. При этом он опирается на вид самого деяния, умысел правонарушителя, характер и размер последствий, наступивших в результате проступка.
Повторное административное правонарушение
Как указывалось выше, при принятии решения о мерах пресечения правонарушения должностное лицо, уполномоченное на вынесение постановления с указанием вида и размера взыскания, должно учитывать количество и виды правонарушений, совершенных правонарушителем в текущем календарном году.
Если лицо совершило проступок впервые, чаще всего сотрудники правоохранительных органов ограничиваются письменным предупреждением, однако при повторных и более нарушениях могут наступить следующие последствия:
- Выбор более строгого наказания;
- Удвоение суммы штрафа;
- Применение сразу двух видов наказаний (например, штраф и лишение права управления транспортными средствами на определенный срок);
- Квалификация, влекущая за собой наступление уголовной ответственности.
Административные правонарушения представляют собой категорию менее тяжких по последствиям деяний, чем уголовные. Однако в случае злостного уклонения от ответственности, неоднократного нарушения норм действующего законодательства целесообразно и целесообразно привлечение нарушителя к уголовной ответственности. Поэтому пренебрежение соблюдением установленных правовых норм недопустимо и может строго наказываться.