Магистр других наук
Получить государственный диплом о высшем образовании бесплатно, уже имея такой в кармане, можно несколькими легальными способами (многие, к сожалению, идут нелегальным путем, но об этом позже).
Самый очевидный путь – магистратура. Студенты, получившие степень специалиста или бакалавра, могут поступить в любой другой вуз на степень магистра. На сайтах абсолютно всех вузов и институтов, где есть отделение магистратуры, подчеркивается, что магистратура – это возможность бесплатно получить второе высшее образование. «Абитуриенты, получившие высшее образование и имеющие степень бакалавра или специалиста, могут претендовать на места, финансируемые из федерального бюджета», — говорится, например, на сайте Российского экономического университета. Г.В. Плеханов. При этом уточняется, что при поступлении в магистратуру вы можете выбрать любое направление подготовки вне зависимости от профиля вашего первого высшего образования. «Возможность сменить направление обучения и освоить новую специальность — одно из ключевых преимуществ системы 4+2 (бакалавриат + магистратура)», — подчеркивают в Высшей школе экономики.
Этот путь хорош со всех точек зрения, в том числе и тем, что поступить в магистратуру некоторых вузов проще, чем поступить туда же на первый курс.
«Я мечтал поступить в Высшую школу экономики еще со школы, — говорит 24-летний Руслан Пехов. «Но я точно знала, что не смогу поступить на бесплатное отделение, слишком высокие требования и большая конкуренция. а с ним я уже поступил в магистратуру ВШЭ. Вступительные экзамены намного проще, а конкурс минимален».
Несмотря на то, что на обучение в магистратуре уходит всего два года, студенты, решившие кардинально сменить направление в процессе обучения, все-таки получают две полноценные профессии. «Я четыре года училась в Институте стран Азии и Африки при МГУ, — рассказывает 25-летняя Настя Миронова. «Я хорошо выучил японский, получил степень бакалавра. что я получу степень магистра на факультете журналистики МГУ. Сдал документы, прошел конкурс, получил бюджетное место и через два года - второй диплом о высшем образовании. Сейчас я работаю специальным корреспондентом в Японии и вполне доволен началом своей карьеры. "
А что делать тем, кто уже стал мастером, но еще хочет учиться?
За чужой счет
Тогда остается только один законный путь - гранты. По сравнению с Западом в России тема грантов кажется не очень актуальной, тем не менее при желании и способностях образование с их помощью можно получить не только в России, но и за рубежом. На самом деле общественных организаций, предоставляющих такие гранты, довольно много, стоит только их найти. Есть, например, Фонд Форда, который ежегодно объявляет конкурс на получение гранта на обучение в бакалавриате или аспирантуре в любом университете мира, в том числе и в российском. Есть Немецкая служба академических обменов (DAAD), благодаря которой гранты на второе высшее образование можно получить на сумму более 2 тысяч рублей. специальности, причем обучение не обязательно будет проходить на немецком языке.
В этом году Британский Совет в России возродил известную стипендиальную программу Chevening, которая предоставляет молодым специалистам не только бесплатное обучение в любом выбранном университете Великобритании в течение 12 месяцев, но и проживание в этой стране. Помимо возможности пройти курс обучения, программа предусматривает спонсирование работы специалистов над краткосрочными исследовательскими проектами. От абитуриентов требуется высокий уровень владения английским языком, диплом о высшем образовании с отметками «отлично» и «хорошо», а также не менее двух лет опыта работы по выбранной специальности. Особое внимание уделяется намерению соискателя стипендии продолжить работу в России.
Такие гранты пытаются выделить министерства иностранных дел всех стран, с которыми у России установлены дипломатические отношения. Поэтому, собственно, следует выбрать страну, зайти на сайт ее посольства и внимательно изучить раздел с описанием сотрудничества в сфере образования. Например, на сайте посольства Франции опубликован список программ, на которые выдаются гранты, и вроде бы они отражают весь спектр человеческой деятельности. Есть программа «Коперник», которая рассчитана на молодых экономистов, юристов и инженеров, стипендии для российских студентов, желающих продолжить обучение на втором цикле (магистратура), гранты для выпускников вузов, желающих поступить на государственную службу, и многое другое. более. Другой.
Большинство этих грантов предполагают, что по окончании обучения специалистам будут выдаваться дипломы, которые приравнены к официальным документам о высшем образовании.
Без диплома, но со знанием дела
Все давно поняли, что наличие диплома не всегда свидетельствует о наличии знаний. Поэтому тем, кто хочет повысить свой уровень образования, часто приходит в голову, что гораздо логичнее выбрать какие-то курсы повышения квалификации или приобрести новые навыки, не связанные с вашей профессией. Количество платных предложений в этой сфере вообще бьет все рекорды, но над поиском бесплатных вариантов стоит поработать.
Уникальным здесь выглядит Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», основанный в 2009 году. Цель института - «воспитать новое поколение архитекторов, дизайнеров и специалистов в области СМИ, которые будут формировать мир в 21 веке».
Создатели проекта называют институт постдипломной программой, которая предназначена для выпускников высших учебных заведений – молодых специалистов. «Программа дает возможность поработать авторами блестящих проектов в области урбанистики, архитектуры и коммуникаций со всего мира — бесценный опыт для любого молодого специалиста», — говорит директор по коммуникациям Института «Стрелка» Александр Острогорский.
«Все же нельзя воспринимать обучение в нашем институте как обычное второе высшее образование. Образовательная программа рассчитана на год, в течение которого студенты работают над проектами, идеи которых связаны с какими-то глобальными и российскими проблемами, например, будущее энергетики или сохранение исторического наследия. После студенты получают аттестаты, но мы не выдаем дипломы государственного образца ни по российской, ни по западной системе", - сказал Острогорский.
При этом поступить на «Стрелку» не проще, чем в какой-нибудь западный вуз. При поступлении студенты должны представить портфолио, объяснить, почему это образование важно для них, и пройти серьезный конкурсный отбор: в прошлом году на место претендовали 12 кандидатов. После поступления всем студентам предоставляется стипендия, а при необходимости и проживание.
Обучение абсолютно бесплатное. «Да, у нас есть летние школы для всех, где некоторые мастер-классы платные. Но для наших студентов весь курс обучения абсолютно бесплатный», — говорит Острогорский.
По его словам, в институт могут поступить не только те ребята, которые уже получили архитектурное или дизайнерское образование. «Наша главная задача — найти пути решения важных для России и всего мира задач. Поэтому, если к нам приходит не архитектор, а, например, физик и говорит, что хочет применять инновационные подходы в области энергии в России, мы будем только рады", - подчеркнул Острогорский.
Однако, по его мнению, для тех, кто хочет совмещать учебу с работой, это не лучший вариант. «График учебы очень плотный. В течение года студентам предстоит освоить обширную программу, которая состоит из лекций, мероприятий и ознакомительных поездок. Поэтому мы против совмещения обучения с серьезной работой, а это вряд ли получится, — говорит Острогорский.
Если стоит задача совместить обучение с рабочим графиком, можно попробовать добиться от работодателя оплаты вашего обучения. Некоторые фирмы организуют обучение своих сотрудников на рабочем месте. Это называется корпоративный университет. Таковы, например, Билайн, Северсталь, Ингосстрах, Ростелеком, Вимм-Билль-Данн, Макдональдс, Кока-Кола и многие другие. Эти заведения хороши тем, что студенты получают практические знания по узкой специальности без отрыва от производства. Как правило, преподавателей приглашают из ведущих бизнес-школ и крупных компаний, а процесс обучения строится на выполнении бизнес-задач.
Надеюсь на лучшее
Не исключено, что в будущем будет проще учиться второй раз в вузе бесплатно. Во всяком случае, дискуссии на эту тему среди законодателей продолжаются. В 2008 году в Госдуму был внесен законопроект, в котором депутаты предлагают разрешить бесплатное второе высшее образование по некоторым специальностям в области культуры и искусства. В частности, предполагалось дать возможность в очередной раз бесплатно отучиться тем людям, которые хотели выбрать в качестве второй профессии такие направления, как театральная режиссура, режиссура кино и телевидения, композиция, дирижирование и некоторые другие. Однако номер не прошел.
«Тогда Минфину просто стало жалко денег», — считает один из авторов законопроекта Елена Драпеко, депутат от партии «Справедливая Россия». В то же время она уверена, что не все потеряно, и намерена повторно подать законопроект в ближайшее время. "Многолетний опыт объективно показывает, что в некоторых профессиях, например, в профессии режиссера или дирижера, успеха добивались лишь те, кто поступал на эти специальности в 23-25 лет. Дирижер - это второе образование по определению , так как человек должен получить как минимум музыкальное образование и стать, например, отличным скрипачом", - отметил депутат.
Она рассказывает показательную историю о молодом человеке, который во время учебы на театральном факультете обнаружил в себе редкий талант режиссера мультипликационных фильмов. «Так скажите, много ли у нас режиссеров мультипликационных фильмов? Да почти нет! А парень действительно талантлив. И все это признают. деньги от спонсоров», — говорит Драпеко. «Мы пытаемся найти деньги для талантливых ребят, но таких грантов мало, не каждый, кто хочет и заслуживает их, может их получить».
«И к тому же никакой системы в этом нет, — продолжает депутат. «Это своего рода ручное управление. Надо, наконец, признать, что есть специальности, которые нужно осваивать только взрослым».
В обход закона
А пока счет ждет своего часа, ушлые школьники решают задачу второстепенных по-своему. Согласно Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» каждый гражданин России имеет право на бесплатное получение профессионального образования на конкурсной основе и только в том случае, если он получает образование на данном уровне впервые. Однако законом не предусмотрена ответственность за бесплатное получение второго высшего образования. Также отсутствует процедура проверки сведений о наличии у соискателя законченного профессионального образования. И некоторые этим пользуются. Абитуриент, как известно, обязан представить в приемную комиссию документ, удостоверяющий личность, гражданство, документ государственного образца об образовании и фотографии. То есть необходимо, по идее, предъявить диплом о высшем профессиональном образовании, если таковой имеется. При этом каждый абитуриент расписывается, что получает высшее профессиональное образование впервые.
«Законодательством не предусмотрена ответственность за предоставление заведомо ложных сведений или непредставление определенных документов при поступлении в вуз, — говорит специалист Федерального центра образовательного законодательства Мария Смирнова. документы еще не сформированы. Теоретически ответственность в виде отчисления из вуза может быть закреплена в уставе вуза, но этого также практически не происходит.