Что это за запрет и почему это не арест?
Российское законодательство в части регистрации и перерегистрации транспортных средств довольно простое, переоформить автомобиль на нового владельца в обычной ситуации несложно и не стоит больших денег. Если все идет по плану - а по плану, не всегда все идет по плану.
ГИБДД может отказать в перерегистрации автомобиля по нескольким причинам – например, если новый владелец не подготовил все документы и не оформил полис ОСАГО, если автомобиль не был осмотрен экспертом (например, сгнил там ВИН номер), если госпошлина не уплачена и т.д. Но главная причина, по которой автомобиль не переоформляют на нового владельца, — это запрет на регистрационные действия с ним.
Эта проблема стала настоящей головной болью для тех, кто периодически покупает и продает автомобили.
Формально запрет на регистрационные действия – это ограничение права постановки автомобиля на учет в ГИБДД. Этому может быть несколько причин:
- Долги у официального владельца автомобиля. Это могут быть самые разные долги – от ЖКХ до алиментов и долгов по кредитам. Запрет на регистрационные действия накладывается судебным приставом, и не снимает его до полного погашения задолженности;
- Автомобиль находится в залоге у банка. На самом деле банки не всегда выдают запрет — известны случаи, когда новый владелец без проблем переоформлял машину на себя, а потом получал претензии от банка. Однако формально банк вправе запретить регистрационные действия с автомобилем;
- Автомобиль является предметом спора. Это может быть как имущественный спор (развод супругов), так и уголовное дело (в котором автомобиль проходит как вещественное доказательство).
Чаще всего это просто долги - а иногда продавец автомобиля о них даже не знает (например, если он просрочил оплату 2-3 штрафов ГИБДД).
По закону у покупателя есть ровно 10 дней, чтобы прийти в ГИБДД со всеми документами, пройти осмотр у эксперта и подать заявление на переоформление. А если выяснится, что перерегистрировать автомобиль невозможно (например, из-за запрета), то новый владелец не сможет им пользоваться. Но это только в теории.
На самом деле, миллионы автолюбителей совершенно спокойно не переоформляют на себя машину уже давно - если водитель включен в страховой полис (или он оформлен без ограничения количества водителей), водитель имеет водительское удостоверение, УСН и страховка при нем - у ГИБДД претензий к нему не возникнет. Даже если формальный владелец машины совсем другой человек.
И если на такой автомобиль наложен запрет на регистрационные действия, то именно это не мешает водителю пользоваться автомобилем. То есть запрет на регистрационные действия – это не арест автомобиля и не его конфискация. Это всего лишь временная мера, благодаря которой должник не продаст свое имущество и не спрячется с деньгами.
Но все же такой запрет — далеко не лучшее, что может случиться с автомобилем.
Возможные проблемы и решения
Сам по себе запрет на регистрационные действия не создает прямых проблем для тех, кто купил такой автомобиль и не смог переоформить его на себя – пользоваться им можно без ограничений, так как запрет распространяется только на отчуждение имущества.
Но все же юристы предупреждают о нескольких возможных проблемах:
- Застраховать машину и получить страховую выплату (в случае Каско) сложно. По общим правилам застраховать автомобиль должен тот, кто им владеет, но правила разрешают это делать и третьему лицу. В этом случае он получает статус застрахованного по полису. А вот если случится ДТП, то шансы на получение компенсации (по КАСКО, или по ОСАГО как потерпевшего) будут затруднены – ведь страховая компания может считать настоящим владельцем автомобиля того, кто вписан в регистрационных документах, а не в страховом полисе;
- Есть риск ареста автомобиля. Все дело в причине появления запрета на регистрационные действия – если собственник задолжал крупную сумму, судебный пристав-исполнитель может инициировать арест имущества. А так как машина не перерегистрирована, то она зарегистрирована на предыдущего владельца - должника, и ее можно забрать.
Кстати, долги после продажи машины без переоформления могут только расти - ведь предыдущий владелец получит квитанции об уплате транспортного налога и штрафов с камер, которые он вряд ли захочет платить (тем более, что у него и так много долгов).
Основная проблема скорее психологическая, без переоформления автомобиля на себя новый владелец будет чувствовать себя некомфортно, он будет думать стоит ли в него вкладываться (ведь формально машина чужая) и в в конце концов он может решить избавиться от него, продав его кому-нибудь — тогда.
Снятие запрета на регистрационные действия зависит от того, когда и как именно он был наложен:
- Если запрет появился после переоформления автомобиля (то есть когда новый владелец был внесен в ПТС и ему выдан новый СТС), нужно уточнить в ГИБДД, кто именно инициировал запрет, а затем достаточно предоставить документы о том, что автомобиль был перерегистрирован до введения запрета. Как правило, такие истории происходят по ошибке — базы данных отделов синхронизируются с задержкой;
- Если из-за запрета переоформить автомобиль не представляется возможным, также необходимо выяснить, кто инициировал запрет, и связаться с продавцом автомобиля. Скорее всего, это будут долги – при желании можно проверить его ФИО по базе данных сайта ФССП, там будут видны не только суммы долгов, но и причины их возникновения.
Важно: ГИБДД несет ответственность только за прямое действие запрета, а инициируют его другие ведомства. Как только Госавтоинспекция получает документ о снятии ограничительных мер, запрет снимается.
По сути, единственный вариант для нового владельца – обратиться к продавцу и убедить его устранить саму причину запрета регистрационных действий. То есть на погашение долга, из-за которого машину нельзя переоформить. Часто предыдущий владелец прячется в неизвестном направлении – тогда покупатель может либо сам оплатить долги (если это всего пара штрафов ГИБДД), либо смириться с тем, что переоформить машину не получится.
Есть и третий вариант — подать в суд на продавца, требуя расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги. Но это работает только в том случае, если продавец не успел куда-то спрятаться, и при этом отказался погасить свои долги.
После устранения причины запрета (или решения вопроса, если это был сбой или ошибка) нужно получить документ о погашении задолженности из ФССП, и его уже нужно предъявить в ГИБДД. И, по идее, ограничения на регистрационные действия будут сняты. Но опять же, в теории.
Как снять запрет на регистрацию автомобиля?
В первую очередь нужно проверить автомобиль на запреты, прежде чем отдавать деньги за него продавцу. Это легко сделать, достаточно ввести VIN номер на сайте ГИБДД:
Https://трафик.рф/чек/авто
Укажите VIN-номер: и нажмите на кнопку «запросить информацию об ограничениях»: Если проверка прошла успешно, вы увидите следующее сообщение:
При желании можно поискать по фамилии владельца на сайте ФССП - возможно, он уже имеет долг, но еще не виден в базе ГИБДД (это все равно большой риск).
Какие проблемы могут возникнуть
В большинстве случаев после погашения долгов запрет на регистрационные действия снимается – ФССП информирует ГИБДД об отсутствии претензий к автовладельцу, и ГИБДД отменяет все ограничения. На практике это может занять недели, если не месяцы.
Проблема в том, что ФССП — одна из самых «топорных» государственных структур в России. На каждого пристава приходится несколько тысяч исполнительных производств, и он просто физически не в состоянии все проверить и проконтролировать. Даже если платеж в счет погашения долга пройдет, задолженность будет погашена, а исполнительное производство закрыто, эта информация может еще долго идти в ГИБДД (или вообще не доходить).
Как правило, это выясняется в самый неподходящий момент, когда новый владелец уже собрал все документы для переоформления автомобиля, оплатил госпошлину и страховой полис. Быстро решить проблему можно - но только если взять все в свои руки:
- Свяжитесь с автодилером;
- Попросите его прийти на прием к судебному приставу и принести квитанции об уплате долга;
- Взять у пристава справку о погашении долгов;
- Принесите эту справку в ГИБДД и попросите снять ограничения.
Скорее всего, это займет не один день - новому владельцу придется заново регистрироваться в ГИБДД на другую дату, а продавцу - готовить новый договор купли-продажи с более поздними датами (если он с датой более чем за 10 дней до этого, это будет считаться нарушением).
В худшем случае автовладельцу придется обращаться в суд — это если запрет был выдан ошибочно, а ФССП отказала в выдаче документа об отсутствии претензий к владельцу. И уже с решением суда обращаться в ГИБДД и просить снять запрет.
Иными словами, ФССП работает настолько медленно, что заинтересованному лицу (продавцу или покупателю автомобиля) нужно будет буквально все лично контролировать – уплату долга, принятие решения о прекращении исполнительного производства, принятие решения об отмене ограничительных мер, отправка информации в ГИБДД и т.д. И даже при благоприятном стечении обстоятельств решение проблемы может занять не один месяц.
Стоит ли покупать машину с ограничениями?
Несмотря на очевидные и не очень минусы, в России много желающих купить машину с запретом на регистрацию, и ездить на ней без переоформления. Как правило, сторонники такого подхода называют такие преимущества:
- Эти машины дешевле. Никто не будет ставить на машину без права перерегистрации такую же цену, как на «чистую» — иначе покупателя просто не найдут. Цена будет ниже процентов на 30-50 – а это уже хорошая экономия для семейного бюджета;
- Не нужно платить транспортный налог. Для владельцев малолитражки в «дешевых» регионах 300-500 рублей не проблема, но если это более мощная машина в Москве, то налог вырастает до десятков тысяч рублей;
- Штрафы с камер придут к официальному владельцу. То есть можно смело превышать скорость даже перед камерами — все равно водитель «незаметен» для ГИБДД;
- Такой автомобиль не отберут за долги самого покупателя — просто потому, что он ему не принадлежит.
На самом деле рисков может быть больше — например, штрафы от камер и долги по налогам не уходят, а накапливаются после официального владельца, поэтому есть риск конфискации автомобиля. ФССП совместно с ГИБДД периодически проводят рейды, и шанс потерять машину достаточно высок.
Еще один очевидный минус – продать такую машину будет непросто, придется искать такого же сторонника вождения без переоформления.
Как показывает практика, машину можно перепродать без переоформления столько раз, что даже при желании найти настоящего владельца будет невозможно. Кроме того, есть риск смерти настоящего владельца — от этого никто не застрахован, и в этом случае ГИБДД может на законных основаниях изъять машину и выписать ее водителю крупный штраф.
Таким образом, покупка автомобиля с запретом на регистрационные действия – это большой риск и больше похоже на лотерею. Если на официальном владельце «висит» много долгов, автомобиль вполне может быть объявлен в розыск, остановлен на первом же посту ГИБДД и изъят для продажи на аукционе. Соответственно, экономия будет крайне сомнительной.